N16(16) Пятница * 11 октября 2002г. | издатель ООО "РГ"Ижевск Вечерний" |
|
НАШИ И НЕ НАШИ В ЗАПОЛЯРЬЕ Требуются удмурты В прошлом месяце газовики отметили свой профессиональный праздник. А среди них есть и наши, ижевские, добытчики голубого топлива. Непосредственно "купола" - места скопления газовых месторождений - они, правда, не бурят, но без их помощи сделать это попросту невозможно. Живут наши ижевские газовики в симпатичном, можно сказать образцово-показательном так называемом "немецком поселке", который украсил раньше замызганный берег речки Карлутки. А работают в ОАО "Спецгазавтотранс", который известен не только вышеназванным поселком, не только стадионом "Зенит", превращенном в современный спортивный комплекс "Газовик", но и замечательными людьми с истинно русским характером, работающим порой в экстремальных условиях Крайнего Севера А что это люди смелые, сильные и умные - могу утверждать с полным основанием, потому как заносил меня с ними черт в тундру, в край вечной мерзлоты и белого безмолвия. Четыре года вахтовал я в Приполярье и Заполярье, где на строительстве трасс и вывозке грунта на площадки под нефтяные и газовые вышки особым спросом пользовались, кстати, водители из нашей республики. Понадобилось, к примеру, бросить на освоение нового трудного месторождения автотранспорт и спецтехнику, тогда-то я и услышал слова Вяхирева-младшего, командующего комплексом газодобычи в Новом Уренгое: "Дайте мне туда удмуртов, других не надо". Побывал я с нашими и в заполярном Ямбурге, видел гипнотизирующий оскал холодных, угрожающих волн Баренцева моря. Куковал в Печоре, на которую, как выражаются вахтовики, "упал" наш самолет. Трое суток взбесившаяся пурга не давала ему "встать на крыло" на радость местным торгашам - водка сразу подскочила в цене. Умеют наши ребята вкалывать, умеют и гульнуть в фазе вынужденного безделья. Видел белую медведицу, залегшую на взлетной полосе аэродрома на берегу Обской губы.
Сон в зимнюю ночь С аэродрома мы шли на вахтовках в Бованенково, что почти в центре Ямала. Полярная ночь. Тусклое северное сияние почти не пробивает плотный полог пурги. Дороги на Ямале - это намытые водой слои льда. Зимник называется. Но и его надо нащупывать колесами в кромешной темноте. Чуть в сторону - провал, из которого вытащить КрАЗ тросами под силу только двум его "собратьям", не меньше. А езда по ямальскому зимнику - просто кошмар. Сядешь в вахтовке на переднее сиденье - жар палит от отопителей, хоть до майки не раздевайся. Переберешься на задние - и спецшуба не спасет от проникающего до костей холода. Так и перемещаешься по салону взад и вперед. А болтанка в кузове - это пытка какая-то. Не просто трясет, а кидает к потолку, отрывая руки от поручней сиденья. С восхищением смотрю на парня, который лежит на одном из сидений, засунув руки в рукава шубы. Его подкидывает в воздухе с бока на бок, со спины на пузо, а он хоть бы хны. Спит! Сразу видно - тертый вахтовик. Люди терпят, машины - нет. Полетело сцепление у одного из КрАЗов. Представьте, какую работу надо провернуть с такой вот поломкой, допустим, у "Москвича": снять кардан, отсоединить коробку и прочее, прочее. Возможно только в стационарных условиях. Под свет фар-прожекторов от двух машин, на тридцатиградусном морозе, под свистопляску вьюги наши вахтовики заменили сцепление у махины КрАЗа за... двадцать минут. Пути до Бованенкова - сто пятьдесят километров. Как от Глазова до Ижевска. За сколько мы преодолеваем это расстояние? Максимум за три часа. Наш ямальский автопоезд добирался до базы... четырнадцать часов. О'кей, Ямал! Американцы - люди практичные и рисковые, на прикидку времени тратить не стали, а сразу быка за рога. Нет, не замахнулись они на проект века, а решили поначалу прощупать ямальскую тундру в плане строительства на ней дорог и взялись соорудить, если по-нашему выразиться, опытно-показательный участок дороги длиной... пятьсот метров. Всего-то. Я поинтересовался, чем же разнятся технологии прокладки дорог по тундре - наша и завезенная с континента американского. Оказывается, тем, что американцы по десять часов работают, а наши "удмурты" - по двенадцать. "Удмуртами" здесь зовут всех, кто летает вахтой из Удмуртии, хоть в ней и удмурты, и русские, и татары, и башкиры, даже грузин есть. Когда мы убежали от обжигающего кожу сорокаградусного мороза в вахтовку на перекур-обогрев, обнаружилось, что строят этот участок не только Россия и Америка. В бригаде парни с Украины и Белоруссии, Казахстана и Туркмении. Вот такой интернационал. Поговорили об американцах. Разница прокладки дорог на вечной мерзлоте по-нашему и по-американски незначительна. А удивляет наших дорожных строителей разметка по-американски. Почему мастера указывают место, где вбивать колышки, на расстоянии 11,9 метра или, допустим, 14,4, а не двенадцать и четырнадцать с половиной - в наших головах это как-то не укладывается. Мы привыкли мерить метрами, саженью, а еще лучше - шагами. Завидки в бригаде вызывает американская структура управления работами. У нас один мастер на бригаду в двадцать с лишним человек, да и того не видно - мыкается в поисках материалов и запчастей. У американцев на ту же самую бригаду - пять мастеров. И у каждого два переводчика: один - по технической части, другой - по житейско-бытовой. Красиво живут. И жизнь свою надежно подстраховывают, что в пользу бы и нашим заполярникам перенять. Ботинки, в которые обули американцы наших рабочих, не в счет: чулок войлочный, нейлон внутри, cotton поверх - симпатичные, спору нет, ветром не продуваемые, но не греют, как наши валенки, или тем паче унты. Вот куртки на пуху гагары - другое дело. Но в них, увы, американцы наших не одевают, сами предпочитают в таких щеголять. Тем более что деталька одна на низу немаловажная имеется, которую не плохо бы подшить и на нашу фуфайку - пояс оповещения. Он в заполярной ночи светится, далеко виден даже в пургу, в случае чего здорово облегчает поиск заблудившегося человека. Из-за его свечения даже конфуз получился: абориген принял свет за блеск глаз соболя и стрельнул. Хорошо, что до цели далековато было. А под курткой у каждого заполярного американца (эх, нам бы так жить!) еще один пояс - выживания в экстремальной ситуации. В нем индивидуальный пакет и медикаменты, шоколад и кубики высококалорийных бульонов, фонарик и спички, которые можно зажечь при любом ветре и даже под водой. ...Вахтовка с американскими специалистами прибыла в шестнадцать часов по ямальскому времени. Куртки с балахонами, отороченными белым мехом, рассыпались по дорожному полотну, замельтешили в лабиринте колышек... Некогда, некогда... Дело прежде всего, дело... И всё же пожал я руку самому грозному, по мнению дорожников нашей бригады, мастеру - симпатичной молодой женщине по имени Элизабет. Она подарила мне ослепительную американскую улыбку и фразу: "Ямал - о'кей!". Юрий МАЛЬЦЕВ |
|
  |
Webmaster |