Либеральная Удмуртия
* ОБЩЕСТВЕННО - ПОЛИТИЧЕСКАЯ ГАЗЕТА * ОБЩЕСТВЕННО - ПОЛИТИЧЕСКАЯ ГАЗЕТА * ОБЩЕСТВЕННО - ПОЛИТИЧЕСКАЯ ГАЗЕТА *
N21(21) Пятница * 15 ноября 2002г. издатель ООО "РГ"Ижевск Вечерний" Письмо






Поиск
на Либеральной Удмуртии на Яндексе
Наши партнеры
Ресурсный центр поддержки НГО
Rambler's Top100
  

Приватизация власти дошла и до регионов

Наши провинциальные начальники всегда остро чувствовали конъюнктуру. Недавно губернатор Тверской области Владимир Платов направил Президенту Путину, председателю Совета Федерации Сергею Миронову и спикеру Госдумы Геннадию Селезневу письмо, в котором предлагает изменить принцип формирования региональных и муниципальных органов власти. "Убежден, - отмечает в частности господин Платов, - что глава субъекта Федерации должен не избираться, как в настоящее время, а назначаться президентом Российской Федерации".

Наш "президент" Волков пока писем Путину не пишет, но говорит почти слово в слово то же, что и тверской начальник в своих публичных выступлениях для республиканского, так сказать, пользования. Есть и другие примеры. Например, предложение соседней Башкирии о создании парламентской республики. Сначала Рахимов в Башкирии, как и Волков в Удмуртии, пять лет горячо убеждал общественность и федеральный центр о "государственной необходимости президентской формы управления в субъектах РФ", теперь оказывается, "самой оптимальной (?!) моделью региональной власти в России является парламентская республика"...

О чем это говорит? О том, что нашим чиновникам по-прежнему "закон, что дышло, куда повернул, туда и вышло". Они до сих пор считают, что закон только тогда хорош, когда он им лично выгоден. В данных, конкретно и карьерно сложившихся обстоятельствах. То, что требует сделать тверской губернатор и что предлагает Рахимов, - всё это просто-напросто отсутствует в Федеральном законе. Закон такую форму власти, как парламентская республика, не предусматривает. Закон устанавливает, что глава региона должен избираться народом. Но, если очень хочется быть у власти в республике и дальше, придумать можно всё. И вот теперь Башкирия будет готовиться к выборам "декоративного президента", который, как и правительство БР, будет опутан по рукам и ногам ограничениями башкирского парламента. А во главе этого парламента, понятно, снова может оказаться всё тот же Муртаза Рахимов.

Выборы окончательно стали товаром
Но, конечно, ярче всего проявляется самое горячее, самое настойчивое желание чиновников свести роль свободных выборов в региональной провинции до минимума. Чтобы затем свести и вовсе на нет. Воля народная как политический фактор никого уже больше не устраивает. Слишком уж неудобным становится этот фактор. Неудобным и... опасным. Всем нужна только лояльная власть. Карманного формата. И ничего тут случайного или неожиданного нет. Приватизация подошла к финишу. Весь "крупняк" уже имеет своих хозяев, дошли уже больниц ("Дело Одиянкова", скандал Мотозавода с МСЧ и др.), детских садов и... школ! Приватизационные ударная волна прошлась и по политическим институтам власти. И они тоже сдетонировали... И сегодня новинка сезона - приватизация региональной власти. Результат выборов в Краснодарском крае с этой точки зрения революционен: все старые сюжеты с превращением олигархов или их ставленников в губернаторы слишком уж мелки и локальны. Попытка в 2000-м году Волкова и его финансово-бюрократической "бригады" приватизировать власть в Удмуртии пока осталось лишь попыткой. Потому что до конца не удалась. Более того, она лишь добавила на поле удмуртской власти новых игроков. Практически сегодня власть приватизировали только в одном регионе РФ, но регионе ключевом и стратегически значимом - в Красноярском крае.

Красноярские выборы показали, что выборы окончательно стали товаром. А ниже городские выборы напомнили еще раз о роли тех, кто считает голоса. Помните Сталина: "Не важно, как выбирать, важно - как считать голоса". Снова в стране командует демократией старый крепостной принцип - "цель оправдывает средств". И стоит ли удивляться, что скоро определять результаты выборов будут даже не суровые контролеры из Центризбиркома, а судебные приставы. Поскольку выборы стали бизнесом. Так что спецназ Минюста скоро будет штурмовать избирательные участки Удмуртии и Башкирии, Москвы и Санкт-Петербурга...
Более того, в самое ближайшее время значение региональных выборов как товара будет неприлично расти. Поэтому следует вспомнить и о специфике текущего момента: бизнес-элиты перешли на качественно более высокий уровень и приступили к созданию консолидированных и - теперь уже - трансрегиональных холдингов. В отличие от узко провинциальных финансово-политических "бригад" три-пять лет назад. Но всё дело в том, что если у местных бизнес-"бригад" оставалась какая-то стабильность и после поражения на выборах, то у новых трансрегиональных финансово-политических холдингов будущее напрямую связано с успехом или провалом на выборах. Дело в том, что экономическая стратегия (а не тактика, которую "уездные" олигархи ошибочно принимают за стратегию) вообще подразумевает всегда минимум политических рисков.

Кто хочет оставить Волкова у власти?
Поэтому все заинтересованы в лояльной и стабильной власти в своем регионе. Понятно, что у тех, кто решил бороться за передел этой власти, другие задачи. Прямо противоположные. Но это до тех пор, пока оппозиционный холдинг сам не победил на выборах... Это и означает, что отныне корпорации поведут нешуточную борьбу за сферы влияния. И вопрос уже не будет ставиться так: кто в Удмуртии заинтересован в удержании власти Волкова, а кто - в отнятии у него этой власти? Вопрос будет стоять по-другому: кто заинтересован в Казани или Перми забрать власть у Волкова, и кто в Москве или Нижнем Новгороде хочет отставить Волкова у власти? Москва, конечно же, была и остается здесь главным игроком. И новый вызов региональной власти - это вызов прежде всего федерального центра.

Как же наша провинция реагирует на этот вызов? В ответ растет апатия населения, его активность, интерес к политике катастрофически падает. Последние примеры - очень низкая явка в Нижнем Новгороде, а в Ижевске в двух городских округах выборы не состоялись и повторно... Но есть и реакция другого характера - рост протестных настроений. И пусть аналитики не связывают это напрямую с отношением к Путину. Не стоит обольщаться, потому что эти протестные настроения не оппозицией надуманны и раздуты. Они реальны, и просто пока нет соответствующей политической силы, настоящей партии гражданского общества, отвечающей этому протестному запросу, и сильна вера в "царя-батюшку", от которого "скрывают" беды народа. Но запрос-то такой в регионах уже сформировался. Завершается его формирование и в Удмуртии. Сегодня республиканский избиратель будет искать своих героев и защитников стихийно, методом тыка. А это уже новое качество для удмуртского политического процесса.

А Минюст закрывает глаза...
В роли местного Робин Гуда в Красноярске неожиданно попробовал себя Глазьев. И очень удачно. В Нижнем давно уже есть свой Стенька Разин - Андрей Клементьев. Кто будет нашим, удмуртским Пугачевым? Конечно, Климентьев и Глазьев - персонажи абсолютно разные. Но их высокие рейтинги отражают очень четкую тенденцию: уставший избиратель за собой сохраняет, по крайней мере, право на фигу в кармане. А если он потребует своих прав по максимуму?!
И комфортная жизнь для властвующих чиновников в регионах сохраняется сегодня только по одной причине: у нас, в провинции, нет настоящего гражданского общества. И в этом плане, особенно для Удмуртии, последние годы - сплошной регресс и отступление. Прежний политический актив республики, неважно, какой партийной ориентации, или нашел себе удобную нишу в бизнесе (примеров - масса, перечислять фамилии нет нужды, их знают все), или просто устал бороться. Последних, конечно, значительно больше. И еще. Любая мало-мальски самостоятельная активность (а не разрешенная сверху) подавляется безжалостно всеми "заинтересованными" структурами. А не только силовыми. Вспомним политические судьбы Вершинина, Соловьева, Сычева, Одиянкова, Шестакова, Ганзы, Беркутова и других. Сегодня даже акции протеста стали подменяться хорошо проплаченными пиар-акциями, на которые вербуют студентов или мелкие партии, желающие заработать. А то, что выборы - еще и способ заработать, известно давно. В том же Красноярском крае, когда появился олигарх Хлопонин, многие из бюджетников, сидевшие без зарплаты несколько месяцев, увидели в нем пусть временного, но работодателя. И с радостью влились в избирательный процесс. Вот где 50 процентов успеха "чужака" Хлопонина в Красноярске. А все разговоры про рост демократии в крае - заказные!
Какой там рост демократии. Достаточно посмотреть на местные отделения общероссийских партий, которые растут, как грибы, после принятия нового законодательства о партиях. В подавляющем большинстве они - фикция и подлог. На которые Минюст сознательно закрывает глаза. Потому что на фикцию и подлог получено разрешение из центра. Эти партийные отделения лепятся на скорую руку из профессиональных активистов, поменявших уже не одну партию. Тот же всем известный господин депутат Забильский. А также ряды партийных отделений занимают подъяремные чиновники и... городские сумасшедшие. Общий настрой такого регионального партийного штаба - ожидание московских денег. В лучшем случае они всё же ведут что-то вроде политической деятельности, смысл которой заключается в сведении местных счетов с другими подобными партийными структурами.
И всё это на фоне удручающей экономической ситуации. Если не считать, конечно, россыпи новых кофеен и бутиков. Последнее лето и начало осени для Удмуртии характеризовалось только хроническим отсутствием горячей воды и бесконечными разборками между муниципальными предприятиями с одной стороны, газовиками и энергетиками - с другой. Так что же удивляться, что в таких случаях развивается политическая апатия и покупаемость электората. И протестные настроения - тоже. Не только в Удмуртии, но и во всех регионах РФ без исключения.

Элита "кепочного разбора"
Может, и правда Кремлю лучше отменить региональные выборы? Ведь любые выборы - это, прежде всего, политический риск. А наша элита больше рисковать не хочет. И первый пример назначения Путиным исполняющего обязанности губернатора мы уже имеем. И похоже, что по мере принятия новых законов возможности для назначения губернаторов будут медленно, но неуклонно расширяться.
Есть еще один очень важный момент. До сих пор я употреблял выражение "региональная элита" только в отношении к поколению позднесоветских хозяйственников "в кепке". Которые себя уже изжило. Новой элиты, с новым мышлением и новыми задачами, у нас просто нет. Дефицит компетентных кадров в управлении уже давно стал главным препятствием развития страны. Третий губернаторский срок сегодня - это и беда, и спасение одновременно. С одной стороны, застой, конечно, консервация прогресса, но с другой - менять-то не на кого! Не выросло, вопреки оптимистическим прогнозам правительства и Думы, в регионах поколение молодых симпатичных менеджеров, способных вытащить провинцию из трясины даже при самых минимальных ее ресурсах. Есть такие в Удмуртии? Нет таких. А если и были, то они давно уже получают хорошую зарплату в коммерческих структурах или уже перебрались в Москву или в Питер...
Ну а внешне всё выглядит замечательно: вертикаль укрепляется, все структуры готовятся к успешным выборам. Бунта региональных начальников никто не ждет. Поскольку наша бюрократия с молоком матери впитала вовсе не федерализм, а жесткие принципы иерархии власти, которые отливаются в очень российскую и очень лаконичную формулу: "Я начальник - ты дурак, ты начальник - я дурак". Губернаторы и малые "президенты" заключили с Путиным брак по расчету, тем более что особого выбора у них не было. Вопрос лишь в том, здоровая ли эта ситуация, когда вертикаль власти превратилась в широкую трубу, по которой вразрез с законом гравитации весь ресурс уходит вверх?!

Волкова "сделали" президентом всего 8 процентов избирателей
Запретив региональные партии и установив супербюрократический режим регистрации новых федеральных партий, Кремль дал понять, что новые субъекты политической жизни ему не нужны. В новом законе "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ" нынешние обладатели депутатских мандатов закрепили свое преимущество по регистрации собственных федеральных списков без сбора подписей избирателей и внесения избирательного залога. Принятие поправок о льготах и преимуществах для "избирательных партий" показало, что у коммунистов и так называемых "центристов" в думе - общая ментальность, единые взгляды, формы и методы работы. Это партии старорежимного толка, которые просто нежизнеспособны без государственной кислородной подушки. И то, что именно им Путин выдал карт-бланш на реформирование российской избирательной системы, сегодня представляет главную опасность. Базовые законы уже приняты, а техническая правка законов о выборах депутатов Госдумы и Президента идет по наезженной советской колее.
И всё это происходит тогда, когда явка избирателей падает. Волкова вообще выбрали восемь процентов избирателей Удмуртии! Так о какой же легитимности его "президентства" может идти речь? Кстати, сам Волков это прекрасно понимает. Поэтому ему, конечно, лучше быть назначенным. Отдать оставшуюся нефть и пару заводов и назначиться вновь главным удмуртским начальником. И Удмуртия здесь не исключение. Вот данные самого же Центризбиркома РФ: "Только за последние три года средняя явка сократилась более чем на 20 процентов". Здесь же отмечается протестное голосование с 10 до 14 процентов в среднем по всем регионам, где в последнее время прошли выборы.
Но, как нарочно, власть делает упор не на расширение участия граждан в избирательном процессе, наоборот - на выталкивание их из него. Так из прежней редакции упомянутого закона были исключены нормы, позволяющие группе избирателей выдвигать своего кандидата. Теперь же для беспартийных граждан предусмотрена унизительная процедура самовыдвижения со сбором огромного количества подписей.

Полуторапартийная система
И почему-то ни прокуратура, ни юристы из правовой экспертизы Госдумы, ни Президент Путин, юрист по образованию и имеющий право наложить вето на любые государственные законопроекты, - никто не обратил внимания, что нарушается основной закон страны - Конституция РФ! В которой закреплены права российских граждан выдвигать независимых беспартийных кандидатов, агитировать за или против других участников выборов, принимать участие в иных избирательных действиях. Вместо этого власть оставила нам "право" отдать свой голос исключительно партии или партийному кандидату. А после этого о нас можно забыть... Вот так конституционные принципы народовластия подменяются монополией партократии. Наши гражданские права узурпированы Госдумой, контролирующими ее партиями и... Президентом.
Отстраняя нас от избирательного процесса, нынешние держатели депутатских мандатов и служебных удостоверений исключили малейшую опасность объединения, консолидации мелких и средних партий, а также создание новых. Потому что уже в новом законе, в статье об избирательных блоках "забиты" дискриминационная норма представительства: в избирательном блоке не может быть более трех участников!
И тут же, следом за этим еще один ограничительный шаг - запрет референдумов. Хотя и с оговоркой: "за год до выборов и в год их проведения", но это по сути самая настоящая законодательная контрреволюция!
И наконец кульминацией можно считать инициативу, обнародованную лидерами "Единой России", по изменению процентного барьера на выборах в Госдуму с пяти процентов до семи и даже до двенадцати процентов! Любопытно, что эта инициатива центристов сразу же была поддержана коммунистами. Классовых, так сказать, врагов поддержала зюгановская КПРФ. Между прочим, атака эта на пятипроцентный барьер - не первая. Еще в 1998 году по запросу Саратовской областной думы Конституционный суд РФ рассмотрел на предмет конституционности ряд положений закона о выборах депутатов Государственной думы, среди которых оспаривалась и норма о пятипроцентном барьере.
Конституционным судом был проведен анализ правомерности установления этих пяти процентов. И суд пришел к выводу, что "при различных условиях пятипроцентный барьер может быть как допустимым, так и чрезмерным". А о недостаточности его - ни слова. Наоборот, в постановлении суда была отмечена обязанность законодателя стремиться к тому, чтобы "при определении величины барьера была обеспечена максимально возможная реализация принципа пропорционального представительства". А то, что сделано сегодня, называется установлением полуторапартийной системы власти в РФ.
Затем власть опять-таки забыла, что в статьях 1-й и 13-й Конституции Российской Федерации указано, что "демократия, основанная на политическом многообразии и многопартийности, исходит из необходимости существования оппозиции" и не допускает монополии власти. И когда устанавливали пятипроцентный барьер, предусматривали страховку от монополизма: если барьер преодолевают партии, представляющие в совокупности менее 50 процентов избирателей, принявших участие в голосовании, то этот барьер опускается. Пока в Думе не окажутся партии, в сумме имеющие не менее 50 процентов. И такой плавающий барьер должен гарантировать представительство минимум двух третьих голосов избирателей по партийным спискам.

Чем мэрия отличается от ЖЭКа?
Стране же навязывается полуторапартийная политическая система, которая для остальных партий - полный политический тупик и застой. И снова мы отступили еще на шаг от главной государственной цели - создания в России гражданского общества.
И еще один важный момент. Как заметил недавно сам Путин, "местная власть зависает между гражданами и государством, а в некоторых регионах превратилась из формы самоуправления граждан в самоуправство демократии". Не знаю, как про "самоуправство демократии" (это на совести Президента), а насчет того, что эта власть безнадежно зависла между бюджетом, собранным из наших налогов, и центром, который почему-то распоряжается этим бюджетом как своим, - это точно. В результате авторитет местного самоуправления у населения, мягко говоря, невелик. Более того, опросы последних лет показали, что только 5,5 процента опрошенных смогли ответить на вопрос "Что такое местное самоуправление?!". Многие не отличают мэрию от ЖЭКа. А в тех немногих случаях, когда термин "местное самоуправление оказывается знакомым, люди наделяют его самым различным содержанием: от "инициативы снизу" до "беззакония". Чаще всего местное самоуправление и государственную власть субъектов РФ смешивают. Одни воспринимают систему местного самоуправления как низовое управленческое звено, "орган решения проблем", характерный для советского периода: "Туда мы можем обратиться" (поселковые и районные советы, различные муниципальные организации, ДЭЗы и ЖЭКи, различные службы и управления). Другие - как орган власти в едином контексте со всеми другими известными им структурами. Фактически вписывая местное самоуправление в общую цепочку вертикали власти.
Но и при всем этом, по данным ВЦИОМа, 64 процента россиян поддержали принцип выборности органов местного самоуправления. Так что у чиновников на очереди следующая задача: кастрировать эту выборность любым путем, пусть даже антиконституционным. Тем более, что к этому не привыкать. Например, Александр Волков говорит о главах местного самоуправления, что "их надо обязательно назначать", уже лет восемь. И пока что ему это удается лишь с помощью... "выборов". Как это было с Кузнецовым в Воткинске и с Наумовым в Сарапуле. Фактически был назначен на пост мэра Ижевска и Виктор Балакин. Сами же выборы были простой формальностью. Хотя и конституционной...

Вместо государственной политики - лоббистская война!
Одним словом, взаимоотношения Центра и регионов с некоторых пор стали привычной темой для обсуждения политического бомонда. Стоит ли этому удивляться? Вряд ли. Административные и федеративные реформы продолжаются вот уже два года, и им до сих пор не видно конца и края. Главная проблема здесь заключается в отсутствие реальных стратегических целей. Потому что всё то, о чем я писал выше, по большому счету не стратегия, а тактика. Крупноформатная, но всё же тактика. Вместо четко выстроенной государственной политики - постоянные дерганья, масса случайных и сомнительных решений, лоббистской игры (или в худшем случае - война). Никто не хочет устанавливать правила игры, если не раз и навсегда, то хотя бы на лет пять-десять вперед. Чтобы можно было пожить спокойно при этих правилах. Оценить их плюсы и минусы и, оценив, двигаться дальше.
Мы же видим полный государственный бардак и никакой путинской "диктатуры закона". Только институт полпредов вошел в нормальную рабочую колею, как начинают распускать слухи о его скорой ликвидации. Только сконструировали Совет Федерации, как тут же предрекают ему скорый конец. Еще недавно реформировали его, выводя оттуда губернаторов. Теперь оказывается, что в нынешнем виде он представляет собой не более, чем "зал ожидания" для перехода в какое-то новое политическое качество.
И вот на очереди четвертый этап в развитии - этого поистине несчастного политического института - всенародные выборы. А это уже - прощай, демократия в России! Интересно, сколько сценариев церемонии прощания с российской демократией написано в Кремле? Сколько бы ни было, ясно одно: ни один сценарий мирным не будет...


Ибрагим ПОДПОЛКОВНИКОВ
|Оглавление|

   Лента новостей


Погода в Ижевске

Либеральная Россия
 
     Webmaster