Либеральная Удмуртия
* ОБЩЕСТВЕННО - ПОЛИТИЧЕСКАЯ ГАЗЕТА * ОБЩЕСТВЕННО - ПОЛИТИЧЕСКАЯ ГАЗЕТА * ОБЩЕСТВЕННО - ПОЛИТИЧЕСКАЯ ГАЗЕТА *
N25(25) Пятница * 13 декабря 2002г. издатель ООО "РГ"Ижевск Вечерний" Письмо





Ваш E-mail



Поиск
на Либеральной Удмуртии на Яндексе
Наши партнеры
Ресурсный центр поддержки НГО
Rambler's Top100
  

Инвесторы заждались

"Свободной земли в Ижевске нет" - это сообщение готово свести на нет энтузиазм любого инвестора, надумавшего заглянуть в Управление архитектуры города Ижевска в надежде предложить свои услуги . Судя по всему, его там не ждут, хотя отказ отнюдь не означает, что в пределах городской черты отстроен и благоустроен каждый квадратный метр. Дела обстоят как раз наоборот. В течение последних лет город практически не строился. Количество жилых и гражданских зданий, ежегодно сдаваемых в эксплуатацию, можно перечесть по пальцам. Между тем едва ли не половина территории города занята неблагоустроенным жильем, то есть домами с так называемыми удобствами на улице - в таких жили наши предки лет двести назад. Кроме того, в городе довольно много пустырей - земли, не занятой никакими постройками. Так что на взгляд "постороннего", градостроительной работы выше крыши. Как нам потом пояснили в управлении архитектуры, инвесторам там очень рады. В принципе. То есть теоретически, как любые благожелательно настроенные граждане, желающие проживать в красивом и удобном городе.

Стихия творчества
Практически же, специалистами, обязанными лепить городскую среду, ничего, чтобы она становилась комфортнее, не делается. Единственное, что берут на себя работники управления архитектуры, это визирование инициатив горожан. Созидательный же порыв последних напрямую зависит от их финансовых возможностей и ограничивается, как правило, переделкой первых этажей зданий под магазин или установкой рекламных щитов. Глядя на пестрые заплатки домов, создается впечатление, что "народное творчество" происходит без участия профессионалов, при ученных отличать и браковать безвкусицу. Впрочем, приведенное замечание - только штрих к деятельности управления архитектуры. Наша тема - инвестиции. И мы задались целью определить круг ведомств и лиц, в чью компетенцию входит создание городе инвестиционно привлекательных условий. В первую очередь в списке значится уже упомянутое управление архитектуры, но есть и другие, перечисление которых не имеет смысла.

Главное, что политику и координацию деятельности всех городских структур в этом направлении должен осуществлять мэр Ижевска Виктор Балакин, во время своей предвыборной кампании обещавший избирателям активно заняться строительством. В частности, в одной из своих листовок к программе "Город для людей" он планировал "сделать жилье доступным каждому ижевчанину, создать городскую целевую программу увеличения жилищного строительства". Приходится констатировать, что ничегошеньки в этом плане не сделано.

По неведомым дорогам
Мы попытались поставить себя на место инвестора и взглянуть на ситуацию в городе его глазами. Укрепившись в намерении строить, к примеру, жилье, инвестор должен для начала определиться с участком земли. Информацию о наличии свободных участков можно получить только из уст районного архитектора. Значит, решение этой задачи находится в полной зависимости от субъективных факторов. Не зря в среде предпринимателей бытует мнение, что успех предприятия зависит от "добрых" отношений с нужными людьми, то есть равными условиями для занятия предпринимательством здесь и не пахнет.

Посему, чтобы устранить почву для коррупции и злоупотреблений, информация о наличии свободных участков земли должна быть одинаково доступна всем. Для этого ее нужно разместить как на электронном сайте администрации, так и на информационном стенде управления по земельным ресурсам и управления архитектуры. Это прежде всего нужно и самим чиновникам, потому что львиная доля их времени тратится на различные справки и консультации. А оно им ой как необходимо для разработки основополагающих документов. Ведь зачастую чиновники не имеют даже нормативной базы для принятия объективного решения. В частности, их утверждения, что свободных земель в городе нет, ни на чем не основаны, поскольку инвентаризация земель, о которой говорят на протяжении многих лет, так до сих пор и не произведена. И необходимая карта межевания участков отсутствует.

На самом деле "бесхозных" земель очень много. Они могут числиться за некими арендаторами или даже собственниками, которым не удалось реализовать на них свои планы. В таком случае у нерадивых хозяев этот участок должен быть изъят. Но Положение об изъятии земель также до сих пор не принято на уровне города. Кроме того, земельные участки под строительство должны предоставляться на конкурсной основе. Но и здесь имеет место пробел в законодательстве. И, надо полагать, такое положение устраивает некоторых чиновников, потому что сегодня распределение столь важного ресурса, как земля, полностью зависит от них. Конкретно - от шести человек (все они работники администрации), что находятся в комиссии по распределению земельных участков. Ее существование - анахронизм, совершенно неприемлемая форма в условиях рынка. Закрытость этой системы абсолютно недопустима, тем более, когда приняты законы о продаже городских земель.

Кому вершки, а кому - корешки
Предположим, инвестору кто-то оказал услугу и ему удалось подыскать для себя что-то более или менее приемлемое, он прошел часть пути и получил на руки постановление о выделении земельного участка. Но его хождения по инстанциям только начинаются: до момента подписания постановления о строительстве предстоят немалые испытания. В случае, если участок находится в жилой застройке, ему нужно будет договориться с жителями ближайших домов и получить их разрешение на стройку. Не единичны случаи, когда разговор застройщиков с населением не складывается. Это вообще трудное дело, потому что сколько людей - столько и мнений и прийти к единому непросто. Администрация же, отводя участок, палец о палец не ударит, чтобы урегулировать все конфликты с соседями будущей строительной площадки.

При этом нормативный документ по этому вопросу (тот, что сегодня взят на вооружение чиновниками, а именно Постановление Правительства УР) не выдерживает никакой критики. Им совершенно невозможно пользоваться, потому что написано оно вкривь и вкось, то есть каждый волен трактовать его положения, как ему заблагорассудится. И, тем не менее, чиновники не торопятся выпустить в свет муниципальное "Положение о порядке участия граждан в градостроительных вопросах", проект его утонул в бюрократической трясине.

Где кончается личный интерес и начинается общественный?
Застройщику, участок земли которого находится вне жилой зоны, не избежать другой головной боли - это коммуникации. На него представители многочисленных согласующих инстанций обязательно попытаются повесить создание всей инженерной инфраструктуры района. Тогда как с мнением, что развитие сетей должно осуществляться за счет муниципалитета, согласны, по неофициальной информации, и в администрации города. И вообще застройщики должны быть избавлены от невероятно сложной и никем не утвержденной процедуры согласования.

Администрация города должна выставлять участок на конкурс с уже обозначенными точками подключения к сетям. Она обязана всемерно идти навстречу тем, кто хочет вкладывать деньги в строительство, а не создавать препоны в виде различных поборов, чинимых муниципальными предприятиями и учреждениями. Если в городе не хватает финансовых ресурсов на развитие сетей, то администрация может предложить застройщику прокредитовать их прокладку с последующей компенсацией. Сами работники городских служб признаются, что в Ижевск не раз уже приезжали представители инвестиционных компаний из других городов, в частности, из Москвы, но, столкнувшись с местной бюрократией, не солоно хлебавши возвратились обратно.

Что делать?
В этой статье упомянуты не все нормативные акты, принятие которые давало бы мэру право говорить о наличие в Ижевске благоприятного инвестиционного климата. В дополнение к перечисленным приведем еще несколько документов: "О правовом зонировании территории", "О налогообложении земель, используемых под строительство жилья", "Об учете долевого строительства", "Порядок регистрации инвесторов", "Порядок передачи в управление построенных объектов" и так далее.

Другими словами, для запуска инвестиционного механизма необходимо всерьез заняться "нормотворчеством". Очевидно, что в администрации города отсутствует двигатель, который запустил бы это дело. Скажем больше: чиновники не справятся с ним, потому что они, во-первых, не имеют достаточно времени, поскольку заняты решением текущих вопросов. Во-вторых, муниципальные служащие способны написать бумаги, удобные для себя, а не для застройщиков.

У муниципальных учреждений была возможность проявить себя, но они не оправдали надежд инвесторов. Так, например, в свое время порядок согласования технических условий прорабатывался в Горстрое, который впоследствии плюнул на это поручение - не в его интересах писать строгие правила. Пользуясь своим статусом, это муниципальное учреждение добивается для себя более менее приемлемых условий, тем более, что при любых издержках расплачиваться будет бюджет. Горстрой, занимающийся отчасти и привлечением инвестиций, не заинтересован в развитии конкурентной среды.

Таким образом, всю эту работу по подготовке пакета документов целесообразнее поручить общественной организации или консалтинговой фирме, способной отразить пожелания и интересы инвесторов. Если же воз с предложениями "углубить" и "расширить" инвестиционную привлекательность нашего региона так и не сдвинется с места, то у общественности появятся очень веские основания отказать президенту Удмуртии и мэру Ижевска в переизбрании на новый срок.

Ирина МИРОЛЮБОВА
|Оглавление|

   Поздравляем!


Скачать новогодний
"хранитель экрана"
(735к)


Лента новостей


Погода в Ижевске

Либеральная Россия
 
     Webmaster
UdmExchange. Сеть обмена баннерами.