Либеральная Удмуртия
* ОБЩЕСТВЕННО - ПОЛИТИЧЕСКАЯ ГАЗЕТА * ОБЩЕСТВЕННО - ПОЛИТИЧЕСКАЯ ГАЗЕТА * ОБЩЕСТВЕННО - ПОЛИТИЧЕСКАЯ ГАЗЕТА *
N26(26) Пятница * 20 декабря 2002г. издатель ООО "РГ"Ижевск Вечерний" Письмо





N25Акционерное общество "Госсовет" объявило о начале раздачи бесплатной лапши для удмуртского народа.
N24"Спасение" активов "Белкамнефти"
N23Бюджетная пропажа 1 миллиарда долларов
N22Воткинский эксперимент над людьми
N21Приватизация власти дошла и до регионов
N20Как "валяют Ваньку" в удмуртском Госсовете
N19Заложники освобождены. Потери сопоставимы с жертвами на подводной лодке "Курск" и в МИ-28.

Ваш E-mail



Поиск
на Либеральной Удмуртии на Яндексе
Наши партнеры
Ресурсный центр поддержки НГО
Rambler's Top100
  

Энтропия власти

Более десяти лет назад вся городская администрация Ижевска располагалась в одном здании. Каждый из отделов - среднего и дошкольного образования, здравоохранения, культуры и спорта - занимал по три-четыре комнаты. В общем, места хватало всем. При этом концентрация власти в исполнительных органах была тогда максимальной. Но вот пришли новые времена, появилась частная собственность и пошел процесс децентрализации властных полномочий, сопровождающийся обвальным ростом чиновничьего аппарата.

Местное самоуправление наоборот
В результате все отделы администрации были преобразованы в управления, которые обзавелись собственными зданиями и многочисленным штатом. Расходы на управление соответственно тоже возросли. Однако можно с уверенностью утверждать, что функции управленцев, к примеру в сфере образования, остались прежними. Муниципальная образовательная система пополнилась лишь двумя-тремя новыми школами, построенными за последнее десятилетие. Более значительный рост объектов произошел в системах здравоохранения и дошкольного образования - за счет передачи ведомственных поликлиник, больниц и детских садов в собственность города. Однако и в этом случае можно говорить только об увеличении нагрузки по бухгалтерскому учету. А такие задачи решаются сегодня не за счет увеличения штата, а путем внедрения современных технических средств и компьютеризации труда. Поэтому мы склонны считать, что рост чиновничьего аппарата абсолютно неоправдан.

Далее. В последнее время бюрократия приобрела не свойственную ей функцию - она служит опорой высокопоставленным чиновникам на выборах. В отличие от политических партий, объединяющим фактором для которых является идеология, у партии чиновников, монополизировавшей власть, кастовый принцип объединения. И она оказалось наиболее подготовленной к ведению предвыборных баталий. Успех на выборах обеспечивает в первую очередь аппарат, поэтому чиновники, баллотирующиеся на выборные должности, обращаются к народу только в период избирательных кампаний, а потом служат лишь своему окружению.

Если бы политики защищали интересы тех, кто их избирает, то есть населения, они давно бы занялись поисками эффективной модели управления. И структурные изменения не ограничивались бы вариантами количества заместителей, а производились в соответствии с анализом управленческих функций. Но поскольку в администрации Ижевска ничего подобного не делается, возьмем на себя смелость обратить внимание городского управления на наиболее острые проблемы его организации.

Невежество - вот беда!
Растаскивание государственной собственности, подаваемое как легальный способ накопления первоначального капитала, привело к тому, что коммерцией в России занялись все. В том числе и чиновники, которые добились в этом наибольших успехов. Между тем в рамках современного буржуазного государства - если уж мы хотим следовать примеру Запада - существует четкое разделение труда. На рыночном поле действуют "игроки" (предприниматели) и "судьи" (государственные и муниципальные служащие), причем последние строго следят за соблюдением правил и ни в коем случае не вмешиваются в ход игры. В этом и заключается главное правило цивилизованного рынка. Таким образом, в условиях рыночной экономики важно добиться строжайшего разделения хозяйственных и контрольных функций - они не должны осуществляться одними и теми же лицами или структурами. У нас же этот принцип, который, кстати, и является залогом успеха всех реформ, нарушается сплошь и рядом.

Рассмотрим это на примере деятельности Управления имущественных отношений администрации Ижевска. Его статус - муниципальное учреждение, то есть некоммерческая организация, не имеющая права выступать в качестве самостоятельного юридического лица, хозяйствующего субъекта. В качестве органа местной власти Управление занимается учетом: ведением реестра муниципальной собственности, постановкой на баланс имущества муниципальных предприятий и учреждений. Другая его функция - хозяйственная - управление муниципальной собственностью. Сюда входит сдача помещений в аренду, продажа их на аукционах и другие операции с недвижимостью. Все эти функции только отчасти имеют рыночный характер. Так, в частности, Городская дума регламентирует расценки на сдачу помещений в аренду. Однако результаты хозяйственной деятельности Управления оставляют желать лучшего. Сдавая в аренду 279 тысяч квадратных метров площади, городской бюджет получает арендную плату в размере 35 миллионов рублей в год. То есть с каждого квадратного метра муниципалитет имеет 11 рублей в месяц, тогда как рыночная цена - 100-200 рублей. Оправдывая низкую сумму доходов, служащие Управления говорят о том, что низкая арендная плата утверждена только для социально значимых объектов. Кроме того, город не вкладывает никаких средств в обустройство помещений - все затраты ложатся на арендаторов. Даже если принять во внимание эти доводы, вывод напрашивается один: при распределительном методе управления ни о какой эффективности использования бюджетных средств не может быть и речи. Эффективность измеряется прибылью. Но ее никто не рассчитывает - всё идет в доход бюджета, а работники Управления, получающие оклады, не имеют стимула хозяйствовать рачительно.

Доходы от собственности съедают чиновники
Сама возможность распределять ресурсы, устанавливать тот или иной размер арендной платы, формировать финансовые потоки создает благодатную почву для злоупотреблений чиновников. В частности, служебный оклад бывшего начальника Управления имущественных отношений ижевской администрации Михаила Маренникова позволял ему несмотря ни на что жить на широкую ногу. Источником его благосостояния, как поговаривают, были "эксклюзивные" отношения с крупными арендаторами. И то, что он без отрыва от муниципальной службы умудрился защитить докторскую диссертацию, очевидно, не что иное, как благодарность предпринимателей за изысканную возможность снижения арендной платы. Кроме того, размещение солидных финансовых активов Управления в Первомайском банке - также не могло быть бескорыстным подарком. Так что источников дополнительного заработка у клерков, использующих свое служебное положение, как видим, немало. Вот почему необходимо разделить функции властные и хозяйственные - только так можно выбить почву из-под ног коррупционеров.

За муниципальным подразделением нужно оставить только одну функцию - учетную, само же управление должно быть передано хозрасчетной организации, заинтересованной в рациональном хозяйствовании и получении прибыли от своей деятельности. А чем выше прибыль, тем больше отчисления в бюджет. Такая управляющая компания может быть как муниципальным предприятием, так и частным. Дело не в статусе, а в подходе, который диктует орган местного самоуправления и оформляет в виде конкурсных условий. Притом отношения муниципалитета и компании, управляющей муниципальной собственностью, конечно, должны строиться на долгосрочной основе. Потому что управление предполагает вложения в недвижимость, которые окупаются в течение длительного времени.

Взаимовыгодный тандем
Отлученные от реальных финансовых потоков чиновники будут вынуждены направить все свои силы на контроль за деятельностью "игроков" на рыночном поле. Тогда они будут более склонны предавать гласности проблемы, существующие в этой сфере, то есть "играть" на стороне общественности. Сегодня же о том, что творится в сфере муниципальных имущественных отношений, населению практически ничего не известно. А между тем там происходят удивительные процессы. Например, бывшие депутаты бывшего Городского совета настаивают на незаконности существующего Перечня муниципальной собственности. По их мнению, этот документ, составленный в период проведения приватизации и разграничения прав собственности (1992-1993 гг.), должен был утверждаться на сессии действовавшего тогда органа представительной власти города. Депутаты же его в глаза не видели. На перечне, которым сейчас пользуются муниципальные служащие, стоит подпись не председателя Городского совета народных депутатов (им в то время был Виктор Балакин), а управляющего делами Виктора Кочетова, что вызывает серьезные сомнения в правомочности этого документа. Кроме того, не удалось обнаружить подлинник этого перечня, который был бы оформлен должным образом, с живыми печатями. Впрочем, эта довольно темная история, которая сейчас разбирается в суде, особого удивления не вызывает - в период бурной "прихватизации" еще и не такое было наворочено. Дело в другом. Хотелось бы иметь хоть слабую надежду, что необходимость разобраться в подобного рода правовых ляпсусах будет способствовать упорядочению работы органов местного самоуправления и подвигнет руководителей администрации заняться вопросами формирования эффективной структуры управления в соответствии с рыночным законодательством.

Ирина МИРОЛЮБОВА
|Оглавление|

   Поздравляем!


Скачать новогодний
"хранитель экрана"
(735к)


Лента новостей


Погода в Ижевске

Либеральная Россия
 
     Webmaster
UdmExchange. Сеть обмена баннерами.