Либеральная Удмуртия
* ОБЩЕСТВЕННО - ПОЛИТИЧЕСКАЯ ГАЗЕТА * ОБЩЕСТВЕННО - ПОЛИТИЧЕСКАЯ ГАЗЕТА * ОБЩЕСТВЕННО - ПОЛИТИЧЕСКАЯ ГАЗЕТА *
N 5(5) Пятница * 26 июля 2002г. издатель ООО "РГ"Ижевск Вечерний" Письмо






Поиск
на Либеральной Удмуртии на Яндексе
Наши партнеры
Ресурсный центр поддержки НГО
Rambler's Top100
  

Программа "Развитие УР" - продукт подпольной экономики Удмуртии?!
(или чисто рекламная акция?)

Между прочим. Соседняя Башкирия вообще не "пиарила" свою пятилетнюю программу развития, а тихо и профессионально калькулировала свои экономические и социальные нужды на ближайшие годы. Потом Рахимов приехал в Москву, запросто попал к Путину, а потом и к Касьянову. Буквально через пару недель (!) эту башкирскую "пятилетку" уже обсуждали на заседании правительства. И правительство Касьянова всерьез приняло к разработке восемь автономных социально-экономических программ из всего башкирского пакета. Цена башкирской "пятилетки" - 170 млрд. рублей! Мало того что эта цифра не удивила федеральное правительство - оно согласилось с ней сразу же, - так отдельные министры еще внесли свои поправки по соответствующим отраслям, учитывая башкирские расчеты и планы в своих федеральных...

Это что ж получается? Наша программа "Развитие" - продукт подпольной экономики, чисто рекламная акция для внутреннего потребления или всё же часть общей федеральной программы экономического развития до 2010 года? Похоже, что и подпольная экономика, и рекламная акция. Потому что не обсуждалась она (как недавно башкирская) в федеральном правительстве, потому что Удмуртия ежегодно хотя и входит в российский бюджет отдельными строками, но все они никакого отношения к программе "Развитие" фактически не имеют. Просто чего-то добился Маслюков, что-то пролоббировали московские менеджеры, имеющие свои интересы в республике, часть статей - заслуга генералов ВПК. Но ни о какой конкретной программе и речи быть не может. "Удмуртия сегодня регион бесперспективный, смысла вбухивать в нее миллиардные инвестиции нет никакого. И в ближайшие 10-20 лет никто этого делать не будет". Вот мнение московских чиновников из правительства относительно удмуртского экономического будущего. Получается, что "пляши Степан, однова живота лишат или по миру пустят"? Но рахат-лукум республиканского "Развития" рассыпан чуть ли не в каждом очередном номере "Удмуртской правды - Известий УР", им подслащают ежевечерний эфир республиканского телевидения, его отгружают мешками гуманитарной помощи на всевозможных республиканских, городских и районных семинарах и совещаниях...

60 процентов "черной кассы" выборных кампаний в УР - "пьяные" деньги
На прошлой неделе Путин собрал в Саранске всю чиновную верхушку Приволжского округа. И думаете о чем там говорил Волков, когда дали ему слово? О "черном" обороте на спиртовом рынке и "неправильной приватизации" нефтяных месторождений! Бюрократический склероз, в натуре... Да Александру Александровичу и Никитин (бывший министр МВД УР), и Щербаков (тот, что был после Никитина, а сегодня - в Нижнем, под боком у Кириенко) раз по десять докладывали, что подпольный оборот спирта и спиртосодержащих жидкостей в Удмуртии всегда превышал 40 процентов. Почти 60 процентов всех денег в "черной кассе" выборных штабов проволковских кандидатов - это деньги водочного и спиртового криминала. А насчет "неправильной приватизации" удмуртской нефти лучше бы и вовсе не заикаться. Давайте вспомним историю с акционированием Удмуртнефти? Вспомнили? То-то же! Так что не надо "ля-ля" про злую волю федерального центра. Про Чубайса и других "завлабов" приватизации. Кстати, о завлабах, научных степенях и коридорных науках нашего республиканского правительства. Кто бы мог подумать, что Дом правительства, что на улице Пушкинской, оказывается, помимо всего прочего, и крупнейший в республике научно-исследовательский центр! Я ничуть не зубоскалю. Брестская крепость удмуртских бюрократов вовсю занимается большой наукой, и подтверждением этого служит основной финансовый закон республики - бюджет. Среди скучного перечисления расходов на возмещение убытков Федеральной почтовой связи Удмуртской Республики (как так? в нашей-то сплошь рыночной экономике?..) и на содержание Ассоциации экономического взаимодействия Уральского региона затерялась также с виду невыразительная статья: "Научно-исследовательские работы Правительства УР" (?!). Кстати, на один миллион шестьсот пятьдесят тысяч рубликов наисследовались в прошлом году "ученые" (доценты с кандидатами) нашего правительства! Такой статьи не придумать ни немцам, ни японцам. Это абсолютно в чистом виде наше ноу-хау. Сделано, так сказать, в 18-м регионе РФ... Удмуртские эйнштейны, блин. Паркетно-подковерных наук. Но и возмещение убытков УФПС - тоже "хорошая" статья. Какая может быть республиканская милостыня (в 3,5 млн. рублей!) федеральной службе? Раз она федеральная, то и возмещение убытков должно быть сугубо федеральным. Что-то не срастаются статьи нашего бюджета со статьями федеральных законов. Жду очередного протеста прокуратуры...

Трудно чиновнику не "закурковать" миллион-другой...
Наши правительственные чиновники не только сплошь ученые и экспериментаторы, но еще и трудяги бессловесные. Конечно, про "бессловесных" я загнул. "Словесные" и словоохотливы до безобразия. Тогда будет так: словоохотливые трудяги. Вот, скажем, г-жа Харина. Трудную жизнь вице-премьера она отливает в очень ответственную телеэкранную позу, в очень усталое от госзабот лицо, в печальный, социально-переживательный голос. "Мы, - говорит вице-премьер (куратор социального блока в правительстве - это, видимо, по московской аналогии с Матвиенко), - несмотря на все финансовые трудности, всё же изыскали и выплатили в прошлом году свыше 300 миллионов рублей пособий на детей". Ай-ай-ай! Изыскали всё же... А как не изыскать, если Москва сама послала 328 миллионов 433 тысяч рублей в Удмуртию во исполнение своего же финансового плана! И федерального закона "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей". Да, тут нужно трудиться не покладая рук, чтобы выдать эти деньги нуждающимся и не "закурковать" миллион-другой. Тяжелая эта работа - выдавать федеральные субсидии все до копеечки... Сейчас среди прочих есть всем субсидиям субсидия - ЕЖКС (единая жилищно-коммунальная субсидия). Именно она сможет спасти десятки тысяч семей Удмуртии от откровенного нищенства. И президенту Волкову, правительству УР направить бы свои финансовые ресурсы на обеспечение этой помощи населению. Плюс - мобилизовать весь административный ресурс для того, чтобы ЕЖКС в республике стала действительно надежным защитным механизмом для малообеспеченных (а у нас их более 40 процентов!), а не очередной бюрократической фикцией. Такой бы поворот правительства УР к реальным проблемам и нуждам народа стоил бы десятка программ типа "Развитие". И можно было бы в следующие предвыборные кампании больше не вкладывать ни копейки. Весь электорат был бы у нынешней правящей элиты, что называется, "в кармане"! Но... но это ведь реальные и большие деньги, которые нужно отдать. Отдать не в фирмы друзей и родственников, не в "дочки" других АО, но тоже "почти своих", а отдать на общественное благо, удовлетворить, образно говоря, насущный государственный интерес. А для этого нужно принять государственное решение. Тяжелое, очень тяжелое решение... Для личного кармана.

А платить будут все!
Почему же так необходимо такое вот государственное вмешательство республиканской власти? А потому что хотя и появилась "Новая экономическая модель реформирования ЖКХ" весной этого года, но по мере внимательного ознакомления с этой "моделью" нельзя отделаться от ощущения, что имеешь дело с некоей PR-кампанией, цель которой - продолжать делать то же самое, что и планировалось ранее, только назвав это другими словами.

К примеру, непонятно, какая всё же часть населения будет получать ЕЖКС. Как "испугал" Греф, ее не дождутся "богатые" и "очень богатые". С избыточной жилплощадью. Но вот что говорится, и весьма конкретно в "Новой модели": "Число семей, потенциально имеющих право на получение субсидий, составит 22,5 процента от их общего количества". Выходит, остальные - почти 80 процентов - это "богатые" и "очень богатые"? Госкомстат всегда почему-то зачисляет в эту категорию лишь два процента населения... Значит, опять платить 100 процентов за услуги ЖКХ будут практически все! Где ж здесь "новизна"?

И потом. Модель (пусть и "новая") моделью, а во всех планах правительства по-прежнему фигурирует, как основа задуманного переворота в системе ЖКХ, всё та же цифра - 100 процентов! И везде это постоянство комментируется ни больше ни меньше как аргумент в борьбе с монополистами. Дескать, как только большинство граждан начнет платить по полной за коммунальные услуги (пусть и с учетом субсидий), монополисты дрогнут (?!) перед их желанием выбрать подрядчика по меньшей цене. Здесь был бы хоть какой-то смысл, если бы эти 100 процентов имели пусть маломальское отношение к реальной стоимости услуг. Но приборы учета этих услуг отсутствуют не только в квартирах, но и в домах, а тайна формирования тарифов монополистов - от РАО ЕЭС до локальных теплосетей - скрыта за семью печатями. 100 процентов - не рыночная, а вмененная цена услуг, определяемая монополистами по соглашению с... чиновниками! Строить на этом концепцию реформы - значит изначально отдавать рынок на откуп коммунальным олигархам.

Нужна ли нам народная смута в воронежском варианте?
Затем. Не изменилась и базисная установка реформаторов ЖКХ на устранение государства от всякой ответственности за его состояние. Создание в ЖКХ конкурентной среды, контроль над монополиями, организация кондоминиумов и прочие структурные реформы - всё это должны осуществлять самими граждане (?!), повинующиеся системе стимулов, которая будто бы возникает в силу одной только ликвидации посредничества государства между ними и коммунальными службами! Неясно, на чем основана уверенность, что после этого деньги граждан станут получать некие "конкурирующие" подрядчики, а не всё те же монополии, которые сегодня субсидируются из... бюджета!

И главное. Объявленные новые подходы к реформе не повлекли отмену старых документов правительства о переходе к 100-процентной оплате услуг к концу следующего года! Главная цель этих документов, оставленных в неприкосновенности, - переложить бремя финансирования ЖКХ с бюджетов всех уровней на население. "Новая модель" к тому же не является официальным документом правительства... Значит, тот же Балакин имеет вполне законное право взвинчивать тарифы до воронежского уровня, а представитель Госстроя - с "чистой совестью" заявлять, что дотации на ЖКХ не будут учитываться в трансфертах Удмуртии уже в 2004-м году! Кто может остановить этот паровой каток новых тарифов ЖКХ? Правительство республики, Волков, наконец, Госсовет УР. Если захотят, конечно. И... не побоятся немилости федерального центра.

Поэтому, вместо того чтобы и дальше сушить лапшу на ушах нашего народонаселения, республиканской власти неплохо бы разработать свою программу вхождения в реальный рынок услуг ЖКХ. По примеру Татарии, Самары и той же Москвы. Тем более что подходы к реформе ЖКХ нуждаются в срочном пересмотре. Воронежская смута - это лишь очень маленькая репетиция очень большой общероссийской акции протеста... А может, и бунта! На фиг нам нужен воронежский вариант в Удмуртии?!

Административно-экономическая баланда
Любые разговоры о 100-процентной оплате коммунальных услуг нужно немедленно прекратить. Прекратить до тех пор, пока не будет создана реально действующая система определения стоимости этих услуг. Люди должны знать, за что они платят. Все муниципалитеты Удмуртии должны сначала установить счетчики и перевести на их показания все бухгалтерские расчеты в ЖКХ! Ценообразование здесь должно быть предельно прозрачным. А без жесткого контроля за монополистами этого не добиться. Поэтому надо просто заобязать (!) муниципальные власти республики проводить независимый аудит коммунальных предприятий. А результаты этого аудита публиковать в местной печати. "Либеральная Удмуртия" согласна это делать уже сегодня и бесплатно! Только таким образом можно избежать разбухания тарифов за счет сверхдоходов коммунальных начальников и прочих затрат, к производству никакого отношения не имеющих, как то: очередной евроремонт в самой завалящей конторе ЖКХ или "вольвонизация" командирского состава вплоть до районного звена...

Всё это взять в свои крепкие административные руки правительство может еще при одном условии - если заниматься проблемой ЖКХ в Удмуртии будут специалисты с основательной финансово-экономической подготовкой и большим опытом. А что г-жа Харина, вице-премьер по социальному блоку? Акушер-гинеколог... Кроме планов переоборудования бесхозной больницы в женскую консультацию и строительства нового роддома, она ничего продуктивнее предложить никогда не сможет. И это не вина ее, а беда. И еще - беда республиканской кадровой политики. По-прежнему в ходу большевистские методы: вчера был матросом - сегодня министр финансов и т. д. Ну и "наматросили" за это время столько, что до сих пор расхлебываем эту административно-экономическую баланду, эту жилищно-коммунальную кашу...

Ибрагим ПОДПОЛКОВНИКОВ
|Оглавление|
   Лента новостей


Погода в Ижевске

Либеральная Россия
 
     Webmaster
UdmExchange. Сеть обмена баннерами.