Либеральная Удмуртия
* ОБЩЕСТВЕННО - ПОЛИТИЧЕСКАЯ ГАЗЕТА * ОБЩЕСТВЕННО - ПОЛИТИЧЕСКАЯ ГАЗЕТА * ОБЩЕСТВЕННО - ПОЛИТИЧЕСКАЯ ГАЗЕТА *
N8(8) Пятница * 16 августа 2002г. издатель ООО "РГ"Ижевск Вечерний" Письмо






Поиск
на Либеральной Удмуртии на Яндексе
Наши партнеры
Ресурсный центр поддержки НГО
Rambler's Top100
  

СМИшная роль, или роль СМИ
(Ненужное вычеркнуть)

Задача СМИ - хлестать власть, чтобы лучше работала - учил меня известный в Удмуртии журналист. Кстати, он был выпускником журфака МГУ конца восьмидесятых, то есть даже во времена господства коммунистической идеологии СМИ отводилось важная роль. В таком духе и воспитывались кадры. Другое дело - воплощение теории на практике. Свободомыслие прессы, безусловно, душилось партийной номенклатурой. И тем не менее изначальная установка была правильной. И хотя советские СМИ четвертой властью не признавали, их общественный статус считался высоким, а журналистское сообщество было одним из самых уважаемых. Ему полагалось сеять доброе и вечное без ложного резонерства, и с этим оно вполне справлялось.

Демократические преобразования государства существенным образом изменили и информационное пространство России. Оно заметно расширилось. СМИ стали расти как грибы после дождя, их количество увеличилось многократно. Только в Удмуртии за десять лет вместо одной телекомпании стало сразу семь, вместо двух республиканских газет теперь издается порядка шести, не считая изданий городского масштаба и других печатных проектов, выпускаемых небольшим тиражом. Этот рост и развитие связаны с открытием совершенно новых, ранее не существующих рынков - рекламного, а также рынка политических услуг. СМИ перестали быть идеологическим инструментом в руках государства, а стали простым продуктом коммерции. И здесь мы получили такой же перекос, что произошел и в других областях. В экономике: хотели иметь эффективного собственника, однако появилось лишь пиратское сообщество, почти полностью состоящее из панов атаманов, этаких "грицианов таврических". В политике: вместо партийной демократии имеем феодально-клановую систему власти.

Эти вывихи надо как-то исправлять. СМИ должны стать лабораторией стратегического планирования общества, хранилищем исторической памяти как основы для принятия ответственных решений государственными органами и гражданами. Сейчас СМИ живут одним днем, помнят лишь события текущего года и строят перспективы на ближайшие выборы.

СМИ чрезвычайно зависят от выборных денег, и это отражается на редакционной политике. Поэтому доверие к газетам и телевидению в России сегодня минимальное за всю историю их существования. В то же время общественный заказ на поддержку социальных и культурных проектов, на информирование населения о жизни государства и отдельных регионов существует. Вопрос только в том, готовы ли СМИ обсуждать социальную роль журналистов? Готовы ли они использовать в своем арсенале позитивное управление или ограничатся "периодической" критикой недостатков? Есть ли озабоченность у власти этой проблемой?

Вероятно, только отчасти. Обратили же внимание федеральные органы на злоупотребления региональных властей, которые превратили центральных СМИ, расположенные на подведомственных им территориях, в собственную вотчину. В первую очередь это касается отделений ВГТРК. В Центре появилось намерение вывести их из-под влияния удельных "князьков". (Возможно, это начало процесса очищения, поскольку запрет на использование ресурсов российского телевидения во время региональных выборов не может быть продиктован только одной стороне. И другая должна взять на себя подобные обязательства. Пока же к этому нет серьезных предпосылок.) Итак, руководство российской телекомпании пытается проводить свою кадровую политику, не зависимую от региональных властей. Но нельзя сказать, что оно сделало сильный ход, когда заключило контракт с Верой Кадыровой. Нынешнего директора ГТРК "Удмуртия" не назовешь сильным менеджеров, а специалист в области телевидения она вообще никакой. От нее требуется лишь одно - лояльность. Кстати, этого добиваются и российские, и удмуртские власти. Договоренностей она не нарушает, но и серьезных испытаний на ее долю пока не выпадало. В течение года состоялись лишь выборы в Городскую думу Ижевска, во время которых использовались СМИ менее крупного калибра.

Для того, чтобы исключить возможность "приватизации" государственных СМИ в принципе, нужны другие механизмы их функционирования. Можно ведь поставить синоним между словами "государственный" и "общественный". То есть государственные СМИ должны стать общественными в полном смысле этого слова, так как существуют за счет средств налогоплательщиков - всех граждан государства. Надо установить общественный контроль за государственными СМИ и вывести их из подчинения исполнительной власти. А для этого нужна только воля законодателей.

Государственные СМИ в таком случае задавали бы тон в плане журналистской этики и информационной культуры. Поднятая ими планка послужила бы для частных СМИ примером и образцом. Однако путь через создание прецедента - довольно кардинальный и реализуем лишь с приходом к власти ответственных сил. В скором времени уповать на это не стоит, а подготовка к качественному скачку - процесс длительный. Желание поднять роль прессы в современной жизни России, заявить о себе пусть не как о четвертой власти, но хотя бы как об общественном институте, имеющем свое лицо и определенную значимость, должно вызреть в самой среде масс-медиа.

А для этого, в свою очередь, должна измениться работа общественных организаций, объединяющих журналистов. Они обязаны действовать, защищая права работников СМИ, но и одновременно требовать соблюдения кодекса журналистской чести. Инициатива здесь принадлежит отдельным личностям и энтузиастам. В противном случае СМИ найдут альтернативу - это могут быть, например, публичные акции или связь через Интернет. Так, Светлана Силина, секретарь Совета по взаимодействию общественных объединений с президентом УР предлагает организовать Агентство социальных новостей, чтобы на его сайте любая общественная организация могла разместить свою информацию. Этот проект ждет своих заинтересованных лиц.

Определенные надежды на качественное изменение СМИ связаны и с партийным строительством. Заботясь о своей репутации, партийные органы будут обязаны взять за принцип неиспользование черных технологий. Тогда и произойдет четкое деление на респектабельные издания и издания так называемой "желтой" прессы - сейчас же границы между ними размыты. А потому чем быстрее выборы начнут проходить по партийным спискам, тем нам, журналистам, лучше.

Агнесса ШТОРМ
|Оглавление|
   Лента новостей


Погода в Ижевске

Либеральная Россия
 
     Webmaster
UdmExchange. Сеть обмена баннерами.