Либеральная Удмуртия
* ОБЩЕСТВЕННО - ПОЛИТИЧЕСКАЯ ГАЗЕТА * ОБЩЕСТВЕННО - ПОЛИТИЧЕСКАЯ ГАЗЕТА * ОБЩЕСТВЕННО - ПОЛИТИЧЕСКАЯ ГАЗЕТА *
N8(8) Пятница * 16 августа 2002г. издатель ООО "РГ"Ижевск Вечерний" Письмо






Поиск
на Либеральной Удмуртии на Яндексе
Наши партнеры
Ресурсный центр поддержки НГО
Rambler's Top100
  

От винта!

За последние пять лет наш авиаотряд лишился второго самолета Як-42. Первый в 1997 году угнали из Орска, куда он прилетел, выполняя плановый рейс. Второй 12 июля был арестован в Москве, причем арестован "по-тихому" - без террористов, захвата заложников и спецназа. Мы попытались разобраться в причинах, повлекших за собой утерю двух ижевских аэропланов, и вот что у нас получилось.

Трудно без самолета
Вся эта до невозможности запутанная история восходит к осени 1993 года, когда, отчаявшись дождаться восстановления регулярного воздушного сообщения с городом, АО "Жезказганцветмет" (Казахстан) решило купить два самолета - 120-местный пассажирский Як-42Д и грузовой Ан-74, чтобы передать их для эксплуатации местной авиаэскадрилье. Предложение было поддержано областной администрацией и представители Жезказганцветмета отправились на Саратовский авиазавод за первой покупкой.

- Готовых самолетов в наличии нет, - сказали им. - Но вы можете сделать стопроцентную предоплату и через девять месяцев получите свою машину.

Эти условия не устраивали жезказганцев. Надо полагать, по двум причинам: во-первых, слишком долгий срок, который вполне мог оказаться не окончательным. Во-вторых, та самая стопроцентная предоплата, на которую у предприятия явно не хватало средств. И тут братьям-казахам в Саратове подвернулся представитель московского ТОО "Реста", который предложил совершенно новый Як-42Д (всего 18 часов налета!) за шесть миллионов долларов - не дороже заводской цены. Вскоре был заключен контракт, в соответствии с которым покупатель должен был в течение 45 дней перевести деньги, а продавец спустя еще 30 дней - поставить товар.

Срок истек, но требуемую сумму Жезказганцветмет так и не нашел. Тогда покупатель предложил новый вариант: вместе отыскать кредитора, который помог бы решить эту проблему. И спустя буквально месяц, в конце января 94-го, такой кредитор нашелся. Некто Райт Галлис из Латвии прислал в Жезказган на бланке ТОО "Реста" письмо о том, что германская фирма "Sils GmbX" готова предоставить необходимую сумму на льготных условиях. Обслуживать кредит взялся Латвийский депозитный банк. Казахов очаровали "джентльменские" условия сделки - целевой кредит на полгода под 15 процентов годовых.

Поначалу всё шло как по писаному. Очень скоро ТОО "Реста" подтвердило, что шесть миллионов долларов от "Sils GmbX" ею получены и что никаких претензий к Жезказганцветмету по оплате контракта оно отныне не имеет. Но передавать самолет не спешили: договорились, что церемония передачи состоится лишь после того, как предприятие произведет первый взнос в оплату кредита немецкой фирмы. После того как взнос поступил, самолет осенью 95-го прибыл в Жезказган. Но опять с оговоркой - на условиях аренды, до тех пор, пока кредит не будет погашен. После чего "борт" перейдет в окончательное и полное владение жезказганцев. И Як начал работать в Казахстане.

Остап Бендер из Латвии
Для того, чтобы понять претензии казахов на самолет Ижавиа, угнанный из Орска, имеет смысл пристальней изучить персону Райта Галлиса. Шаг за шагом он реализует схему и остроумно выстраивает комбинацию, которой не постыдился бы сам Остап Бендер. В итоге казахские металлурги оплачивают не только стоимость самолета, но и проценты по кредиту, которые растут по мере того, как оплата всего кредита затягивается. Оплачивают услуги банка по обслуживанию кредитной линии. Окончательными собственниками самолета они при этом так и не становятся, оставаясь лишь арендаторами, хотя и оформляют Як в госорганах регистрации недвижимости как принадлежащую им собственность.

И лишь позже они начинают замечать некоторые странные вещи. Например, респектабельный Райт Галлис, оказывается, представляет интересы и подписывает документы не только от имени ТОО "Реста", но и от имени германской "Sils GmbX" и Латвийского депозитного банка. Подозрения, что вся процедура кредитования была всего лишь хитроумной уловкой, а у них просто-напросто выкачивают деньги, придет к казахам позже. Еще позже, на суде, выяснится такая деталь: движение средств на расчетном счете ТОО "Реста" в Инкомбанке за два года составило лишь 8 миллионов рублей (!), и никаких денег от "Sils GmbX" туда не поступало.

Впрочем, "выкачивали" у Жезказганцветмета не только деньги. Едва ли не каждый визит в Жезказган Галлиса сопровождается выпрашиванием партии продукции - меди, которая отпускается ему и его протеже по сверхдешевым ценам.

Тем временем Жезказганцветмет со скрипом, но возвращает кредит. В платежных поручениях аккуратно указывается, что деньги переводятся "Sils GmbX" "за самолет Як-42Д, бортовой номер 42557". К началу сентября 95-го долг составлял лишь 2,7 миллиона долларов. Тут казахи надумали наконец купить Ан-74 и заключили с ТОО "Реста" контракт на его покупку. Точно на таких же условиях, с той лишь разницей, что на сей раз обслуживать кредит взялся жезказганский Цветметбанк.

Однако к тому времени на Жезказганцветмете сменилась власть. Сюда пришел "Самсунг", который, изучив состояние дел, пришел к выводу, что непомерные долги предприятия (около 180 миллионов долларов) не позволяют ему купить еще и Ан. И от участия в контракте на его покупку отказались. Но к этому времени первый взнос в сумме 3,8 миллиона долларов Цветметбанк уже проплатил. Секрет прост: наиболее авторитетным членом правления жезказганского банка к тому моменту оказался не кто иной, как Райт Галлис. Повозмущавшись, новое руководство Жезказганцветмета принимает решение: считать этот платеж окончательным погашением долга по первому кредиту. Таким образом, злополучный Як-42Д оказывается оплаченным, и гораздо дороже, чем он стоит.

27 октября 1996 года этот самолет совершает плановый рейс в Москву, откуда больше не возвращается. Вскоре он отыскался на военном аэродроме в Жуковском. Всё то же ТОО "Реста" просто и без изысков возвращает его себе: мол, аренда кончилась, пора и честь знать. Пока казахи претендовали на Як-42 через московский арбитражный суд, ТОО "Реста" продает его удмуртскому государственному предприятию "Ижавиа". Как отметила в августе 1997-го года газета "Известия", "тоже путем оформления какого-то кредита". Гарантом той сделки выступило правительство нашей республики. Самолет обошелся в 6 миллионов долларов. Мы успели проплатить чуть более трех миллионов к тому моменту, как самолет был угнан из Орска.

Самолеты сами не летают
Угоняли его ранним утром. На пустынное летное поле пробрались казахские "коммандос", взобрались в самолет, прогрели моторы и подняли его в небо. Самолет потеряли, но вскоре он отыскался. Всё в том же Жезказгане, в дальнем ангаре летного поля. В Удмуртии все опешили. Переговоры с казахами по возврату самолета ни к чему не привели. Осознавая приоритетность покупки казахской стороной, наша сторона смогла добиться хотя бы того, что казахи компенсировали нам затраты (около двух миллионов долларов) на приобретение документации на этот самолет. Около полутора миллионов долларов повисли на счету "Ресты".

Почему наши авиаторы и сотрудники Министерства транспорта не проверили злополучный Як на "чистоту" - вопрос отдельный и, видимо, ждет своего часа. Мы же продолжим нашу историю. 12 июля нынешнего года еще один самолет Ижавиа, и тоже Як-42, совершая рейс по маршруту Ижевск-Москва, был задержан в Москве судебными приставами. Для этого оказалось достаточно судебного иска со стороны ТОО "Реста" на сумму 150 млн. рублей. Основание иска - долг Ижавиа за приобретенный у "Ресты" первый (казахский) Як-42. После того, как он официально был признан угнанным из Российской Федерации, удмуртская сторона прекратила все выплаты по контракту, поскольку на период расследования этого инцидента все операции по сделке с ТОО "Реста" были заморожены.

Но если казахи, не добившись правды в российских судах, решили свою проблему самым простым способом - угнали самолет из Орска на свою территорию, то Удмуртия оказалась попросту в дураках: приобретенный самолет потерян, еще один - изъят за долги. Зато "Реста" чувствует себя королем положения: продав два раза один и тот же самолет, фирма осталась и при деньгах, и при еще одном самолете такой же марки. И отнюдь не известно, какое же решение примет московский арбитражный суд, рассматривающий это дело. Нельзя исключить вариант, что суд признает претензии ТОО "Реста" обоснованными, и тогда Ижавиа придется оплатить не только сумму иска, но и все судебные издержки.

* * *
Возможно, именно поэтому правительство УР - фактический собственник ГП "Ижавиа" - всячески замалчивает сложившуюся ситуацию. Ни заместитель министра транспорта республики, ни руководитель Ижавиа не смогли рассказать, какие конкретно действия предприняты нашими структурами для возвращения самолета в родной авиаотряд, ссылаясь на то, что идет следствие и они не уполномочены рассказывать о существующем положении вещей. Следователь ЛОВД Ижевска при транспортной прокуратуре УР капитан А.А.Абрамова, на которую ссылаются должностные лица, оказывается, занимается угоном первого самолета, а не задержанием второго, и совершенно не в курсе, что происходит в Москве.

5 августа председатель правительства УР, руководитель Ижавиа и другие официальные лица вылетели в Москву по вопросу задержания нашего Яка. Скорее всего решить вопрос в нашу пользу им не удалось, поскольку государственные СМИ республики замалчивают результаты этой поездки. В противном случае они трубили бы о победе фанфарной медью. Два потерянных нашей республикой Яка были самыми новыми в авиаотряде. Вряд ли самолеты, оставшиеся у нас, могут сравняться по своим ресурсам с этими машинами, что не может не вызывать определенные опасения за жизнь пассажиров, которых они перевозят.

Гиви НЕМСАДЗЕ
|Оглавление|
   Лента новостей


Погода в Ижевске

Либеральная Россия
 
     Webmaster
UdmExchange. Сеть обмена баннерами.