Либеральная Удмуртия
* ОБЩЕСТВЕННО - ПОЛИТИЧЕСКАЯ ГАЗЕТА * ОБЩЕСТВЕННО - ПОЛИТИЧЕСКАЯ ГАЗЕТА * ОБЩЕСТВЕННО - ПОЛИТИЧЕСКАЯ ГАЗЕТА *
N9(9) Пятница * 23 августа 2002г. издатель ООО "РГ"Ижевск Вечерний" Письмо






Поиск
на Либеральной Удмуртии на Яндексе
Наши партнеры
Ресурсный центр поддержки НГО
Rambler's Top100
  

"Землетресение" в Удмуртии

Обыкновенная законодательная "туфта"

Что-то часто стал "пачкать" в земле свои белы рученьки наш президент Волков. К чему бы это? Рвать на портянки батист генеральских манишек... Ответ (как это всегда с Александром Александровичем) добывается путем простого выпаривания телегазетного официоза и вычисляется математически точно: появился новый резерв для укрепления власти, точнее - ее материально-финансового обеспечения. А еще точнее: принятый в этом июле при полном безразличии городского населения страны закон об обороте земель сельскохозяйственного назначения открыл для опытных региональных аппаратчиков словно бы резервный баллон с кислородом. Вот они и задышали снова жадно и беспокойно: есть что делить, значит, есть за что бороться и с кем бороться.

А начиналось всё очень посконно и, казалось, драматургически скучно: какие-то аграрники -депутаты Госдумы рвали на раскормленных грудях рубахи от "версаче" и заклинали не трогать самое святое - землю, не давать ее на распродажу заморским финансовым хлыщам. Горожане, избалованные израильской морковью и голландской картошкой, зевая, переключали телевизоры. Конечно, и они были против того, чтобы "расею распродавали кому ни попадя", но и так было ясно, что мужики с вилами выйдут на большаки, но закон этот в таком виде ни за что принять Государственной Думе не дадут.

Всё было ясно. Однако только посвященным. С подачи которых и забивалась в закон об обороте земель сельскохозяйственного назначения ложная мишень - статья о возможности продажи пахотных гектаров иностранцам. На самом же деле эта статья - обыкновенная законодательная "туфта", которая отвлекает внимание от ключевых статей, ради которых и затеян был весь сыр-бор. Затрачены миллионы средств на их лоббирование, организован такой всероссийский мордобой и неслыханная пиар-кампания в течение восьми лет! Я не ошибся: именно восемь лет продолжалась земельная эпопея в парламенте и правительстве, в прессе и на политтеатральных подмостках. Страшно разозлив коммунистов, аграриев, губернаторов с "президентами" и простых сельских товаропроизводителей, правительство затем, ко второму думскому чтению, легко согласилось снять вздорную статью. Против которой успел высказаться даже Президент. До сих пор такие черные технологии применяли только отъявленные радикалы. Считалось, что правительству пользоваться подобными методами неприлично. Но вот попробовали - и ничего, сошло как по маслу. Но при чем здесь Волков, если законом этим занимались короли российского профессионального лоббирования? А при том, что, кроме ложной страшилки, в этот закон была умело встроена еще и приманка, на которую не могли не купиться начальники регионального и районного масштаба.

По закону, "право первой покупки" принадлежит субъектам Федерации и органам местного самоуправления. То есть крестьянин, продавая свой надел, обязан первым делом предложить ее своему районному начальнику, а уж если тот откажется, тогда можно будет искать другого покупателя.

Понятно, что районная и областная администрации (в нашем случае - республиканская) вряд ли захотят стать землевладельцами, да и денег у них для этого нет. Но зато у них есть возможность стать перепродавцами этой земли! Из местных администраций, таким образом, получатся "серые" земельные биржи, благодаря чему наши чиновники смогут заметно укрепить свой "статус". При этом они, как и во времена чубайсовской приватизации, вправе свободно и "пламенно" критиковать московских "плутократов", разрешивших торговлю самым дорогим, что есть у народа, - землей.

Вот и зачастил Волков по районам республики. Лично, так сказать, проводит инвентаризацию имеющейся наличности. Совсем недавно Александр Александрович решил узнать, "почему так плохо живет народ в Киясовском районе". Действительно, почему, а?

Радикальная дырка от бублика
"ЛУ" уже писала, что республиканская элита лихорадочно ищет, чем можно заменить или хотя бы частично компенсировать те потери, которые грозят ей в самое ближайшее время. А потери нешуточные. Дело в том, что право "второго ключа", которое позволяло Удмуртии до сегодняшнего дня делить с федеральным центром дивиденды от недропользования (при добыче той же нефти), скоро будет однозначно ликвидировано. И все затраты на то, чтобы поставить на ключевой пост министра природных ресурсов УР г-на Кулагина, окажутся напрасными и пустыми хлопотами с миллионными убытками.

В свое время, чтобы сохранить в этой отрасли стратегические позиции, Александру Волкову пришлось чуть ли не поссориться с нефтяными баронами. А сегодня всё это может оказаться радикальной дыркой от бублика. Потому что совсем недавно состоялось всероссийское совещание по теме: "Разграничение природопользовательских полномочий между федеральным центром и регионами". А затем, по этому же вопросу, - расширенное заседание коллегии Минприродресурсов РФ. И как заявил в итоге глава этого ведомства Виталий Артюхов, именно Министерство природных ресурсов России является "несущим всю полноту ответственности за реализацию государственной политики в сфере недропользования".

В середине девяностых годов между центром и регионами (в том числе и Удмуртией) был подписан ряд соглашений, которые позволяли делить полномочия в сфере недропользования чуть ли не поровну. Но эти соглашения противоречили прежде всего Конституции и действующему закону о недрах. Это было фактически незаконной поблажкой той же Удмуртии, которая, в свою очередь, приняла свой антизаконный закон о недрах.

"Удмуртским властям было указано..."
В результате высшие республиканские чиновники получили опять же незаконную возможность фактически самостоятельно управлять природными ресурсами и контролировать природоохранную деятельность на территории Удмуртии. Отсюда - незаконно выданные лицензии на добычу нефти Белкамнефти, Удмуртнефти, Удмуртгеологии, УННК и другим. Однако сегодня, по словам московского чиновника из Минприродресурсов Дмитрия Киселева, большинство таких соглашений признаны недействительными. Что касается Удмуртии, Киселев сообщил, что "удмуртским властям было указано на необходимость привести свое законодательство в соответствии с федеральным".

Более того, в Удмуртию, президенту Волкову, поступил на согласование проект Кодекса о недрах. А кодекс этот таков, что о его "преимуществах и льготах" для республики администрация Волкова и, в частности, очень словоохотливая до разнообразных информационных поводов пресс-служба предпочитают молчать "как рыба об лед"... Почему? Потому что этот существенный по правовому содержанию документ (состоящий из 123-х статей!) должен заменить закон о недрах, поскольку является, по мнению того же Киселева, "более актуальным и современным". Так как в нем учтены недавно принятые законы, в том числе Уголовный, Административный и Земельный кодексы.

Но и это еще не всё. Москва готовит еще более узкий и глухой вольер для наших чиновников. Специалисты федерального министерства выпустили пять законопроектов и четыре правительственных постановления по разграничению полномочий между центром и регионами, касающиеся еще и Налогового кодекса и закона о совместном разделе продукции.

Девять баллов по шкале Пупкина
Но самое страшное для Удмуртии и прочих нефтяных регионов это то, что Минприроды планирует уже завтра создать систему новых административных органов в субъектах РФ. Это будет единая властная структура, в которую войдут представители самого МПР (Минприроды) и региональных администраций. Но сначала будет подписано генеральное соглашение между МПР и правительством УР, проект которого пришел в Удмуртию еще 20 мая (!), но до сих пор Москва не получила из республики вразумительного ответа. Правда, официального отказа подписать это соглашение из Ижевска не последовало. Но... но такой вариант возможен. Тюменская область уже отказалась это сделать, причем в самой категорической форме. Вслед за ней и Карелия. А мы знаем, что наши большие государственные управленцы любят аргументы типа "не мы одни пошли по такому пути, но и...", после чего следует перечисление участников антиконституционной "групповухи"

И вот уже в Управлении по работе с регионами МПР о позиции удмуртских чиновников говорят: "Мы знаем, что в республике есть планы сохранить собственные органы, которые по сути дублируют имеющиеся территориальные представительства Минприроды. Это лишь мешает работе, создает путаницу и неорганизованность". Свой федеральный орган МПР создаст и в Удмуртии, и в этом ни у кого не должно быть никаких сомнений - так считают в Москве. Но не в Удмуртии... У нас по-прежнему ждут еще одного "авось", чтобы, "меняя, ничего не менять". Потому что, по новому закону, принципиально меняется главное - механизм распределения лицензий. Который предполагает полный отказ от заявочного принципа их выдачи. как это было до сих пор в Удмуртии. Теперь приоритетное право на разработку недр будет предоставлено тем компаниям, которые уже потратились на геологоразведку. В первом квартале будущего года министерство собирает представить программу лицензирования, рассчитанную на 2005-2010 годы. Причем государственное финансирование геологоразведочных работ планируется сделать программно-целевым.

Одним словом, "нефтяная лавочка" в республике скоро прикроется, и Госсовету УР больше не придется штамповать лицензии на нефтедобычу, фактически уже выданные и действующие по воле "дворцовых" чиновников. Оттого-то так озабочены сегодня обитатели удмуртских государственных "антресолей". Оттого-то и рвутся на портянки батистовые манишки и дрожат родные удмуртские суглинки под "мишленовскими" протекторами правительственных лимузинов. Настает время испачкать свои руки в земле. Ибо она стала отныне товаром не только на финансовом, но и на политическом рынке. А значит, грядет в республике "землетрясение", не менее девяти баллов "по шкале Пупкина".

Ибрагим ПОДПОЛКОВНИКОВ
|Оглавление|
   Лента новостей


Погода в Ижевске

Либеральная Россия
 
     Webmaster
UdmExchange. Сеть обмена баннерами.