Либеральная Удмуртия
* ОБЩЕСТВЕННО - ПОЛИТИЧЕСКАЯ ГАЗЕТА * ОБЩЕСТВЕННО - ПОЛИТИЧЕСКАЯ ГАЗЕТА * ОБЩЕСТВЕННО - ПОЛИТИЧЕСКАЯ ГАЗЕТА *
N 10(37) Пятница * 14 марта 2003г. издатель ООО "РГ"Ижевск Вечерний" Письмо





Ваш E-mail



Поиск
на Либеральной Удмуртии на Яндексе
Наши партнеры
Ресурсный центр поддержки НГО
Rambler's Top100
  

Революция продолжается

Имея точку опоры, можно перевернуть весь мир. Для того, чтобы осуществить переворот в социально-экономической жизни, нужны сильные идеи. В свое время большевикам с помощью всего девяти слов: "Землю крестьянам! Фабрики и заводы - рабочим! Власть - Советам народных депутатов!" - удалось совершить революцию. Однако, провозгласив эти лозунги, большевики их так и не реализовали. Всю собственность, орудия и средства труда они сделали государственными, а людей - рабами государства. В условиях сохранения товарно-денежных отношений российский строй после 1917 года никак не тянул на коммунистический. До 1991 года мы имели дело с государственным капитализмом, к тому же без всякой демократии, то есть реального народовластия.

Еще не всё потеряно
Поэтому в конце двадцатого столетия перед страной встала задача не возврата от социализма к капитализму, а совершенствования капиталистической модели, с тем чтобы она в большей степени отвечала общественным потребностям, как материальным, так и социальным. В этом плане западные страны ушли от нас неизмеримо далеко, потому что в свое время им удалось избежать блужданий в идеологических дебрях и шараханий из стороны в сторону. Современные формы функционирования капитала в гораздо большей степени соответствуют духу большевистских лозунгов, нежели то, что происходило при самих большевиках, дело которых - через приватизацию - и решили продолжить наши реформаторы.

Реформаторская задумка заключалась в том, чтобы сделать рабочих собственниками заводов (другими словами - акционерами), с тем чтобы не только они были наемными работниками, но и сами нанимали директоров для управления. Зарубежный опыт показывает, что при такой схеме предприятия работают эффективнее.

В некоторых странах действуют законы, накладывающие запрет на чрезмерную концентрацию капитала. Мы же в результате приватизации породили мультимиллионеров, владеющих огромными богатствами, а всё население сделали бесправными и нищими. Очевидно, что стимулов к труду у людей в сегодняшних условиях эксплуатации стало еще меньше. Однако если ситуация с формированием круга эффективных собственников в производстве сильно запущена (большинство людей лишились своего шанса приобрести взамен ваучера долю собственности), то в жилищно-коммунальной сфере еще не всё потеряно. В России огромная армия собственников жилья, и этот потенциал надо умело использовать для построения эффективной модели управления ЖКХ.

Собственниками не рождаются - ими становятся
Вопрос собственности - краеугольный в реформе жилищно-коммунального хозяйства. Подвижки в этой области в плане ресурсосбережения произойдут лишь в том случае, когда собственники жилья смогут реализовать права на управление своим имуществом. Самым важным моментом в осуществлении реформы является создание товариществ собственников жилья. Без какой бы то ни было формы объединения жильцов невозможно построить систему управления коллективной собственностью, например многоквартирным жилым домом .

Правда, иной собственник может заявить: "А я не хочу в ТСЖ". На такое нежелание некоторых жителей зачастую и ссылаются муниципальные чиновники, когда их упрекают в том, что реально функционирующие ТСЖ в городе можно пересчитать по пальцам. Однако забота собственника о приобретенной части всего домовладения - это его обязанность. И другого не дано - каждому владельцу квартиры необходимо согласовать вопросы управления общим имуществом в доме с другими собственниками. Именно с этой целью они и объединяются в ТСЖ. При этом необходимость в образовании таких объединений возникает сразу же после приватизации хотя бы одной квартиры в муниципальном доме (хотя муниципалитету как наиболее сознательному и осведомленному собственнику должна принадлежать роль инициатора создания ТСЖ).

Губительная некомпетентность
В противном случае решение вопросов, связанных с эксплуатацией и обслуживанием домов, будет находиться в противоречии с законами рыночной экономики, лежащими в основе российского законодательства, главный из которых - обеспечение права выбора для потребителей услуг. Недопустима форма диктата, который испытывают на себе, в частности, жители Ижевска. Им предлагается заключить договор на управление своим имуществом с ГЖУ, и другой альтернативы на сегодня не существует. Хотя в районных службах заказчика вам могут заявить, что это ваше право - заключать его или нет, но в тоже время только при наличии такого договора выдаются все справки по месту жительства, требующиеся для предъявления в различные инстанции. Да и что остается собственнику жилья? Выйти напрямую на производителей различных услуг и заключить договоры с ними? Но это невозможно без согласования с другими собственниками, проживающими в доме. Ведь речь идет не только об индивидуальном потреблении ресурсов: воды, тепла, газа, но и о содержании и эксплуатации мест общего пользования всего дома в целом.

К сожалению подавляющее большинство населения не владеет вопросами владения и распоряжения собственностью. Никто из владельцев квартир еще не отказался в индивидуальном порядке от услуг ГЖУ (хотя в принципе создать такой прецедент юридически возможно). Руководство города не желает ничего менять, ссылаясь на отсутствие инициативы снизу, потому что у него есть свои резоны бездействовать. Власть у того, кто контролирует финансовые потоки, и чиновники "приватизировали" себе это право. Добровольно отказаться от власти они захотят только тогда, когда дома наши начнут рушиться, но привлечь к ответственности виновных будет тогда ой как проблематично.

Впрочем, администрация города не желает признаваться в своей пассивности. Она доверила дело создания товариществ собственников жилья ГЖУ и пока не реагирует на замечания, что при таком раскладе ждать каких-то успехов бесполезно. Лиса не может заниматься реформированием курятника. Горжилуправление заинтересовано в сохранение своего статуса, в оперировании огромными финансовыми ресурсами.

Почти из научного коммунизма: три уровня, три составных части...
Однако на первых порах ТСЖ может и не нанимать своего управляющего, а доверить управление тому же ГЖУ, вернее его районным службам заказчика, преобразованным в управляющие компании. В любом случае это должно быть решение собственников. Таким образом на нижнем уровне управления жилищно-коммунальным хозяйством будет создана система принятия решений в пользу потребителей, заинтересованных в экономии ресурсов. Тогда очень быстро начнут продвигаться вопросы по установке счетчиков и принятию положения о расчетах на основании их показаний. Кроме того, взаимоотношения между потребителями услуг и предприятиями, их оказывающими, будут оформлены договорами, где четко зафиксируются обязанности и права сторон (а не как сейчас - в договоре с ГЖУ, где ответственность управляющей кампании нигде не зафиксирована). Далее в срочном порядке надо будет решать вопросы по отчислениям за капитальный ремонт и обязательствам, которые на сегодняшний момент должно взять на себя ГЖУ или муниципалитет (а если не они, то кто и в какие сроки). Важно и на следующем - муниципальном уровне создать такую систему управления, чтобы решения принимались в пользу ресурсосбережения. Здесь надо определиться, какая организация будет представлять муниципальных потребителей. На наш взгляд, это должно быть как раз ГЖУ - изначально это была его функция. В таком случае управлять должен кто-то другой. Целесообразно все сети передать в доверительное управление профильным муниципальным предприятиям, оказывающим коммунальные услуги. Муниципалитет, в свою очередь, должен оценивать их работу не столько в количественных показателях (иначе они только и будут раздувать свои затраты за счет увеличения тарифов и выкачивания средств из бюджета), сколько по показателям эффективности. Место ГЖУ - это муниципальный заказчик. Его представители будут входить в ТСЖ и лоббировать принятие администрацией города и Городской думой решений в интересах собственников, как муниципальных, так и частных. То есть за ним остается прерогатива в определении политики в жилищно-коммунальном хозяйстве и стратегическое развитие.

В реформе жилищно-коммунального хозяйства нельзя упустить из виду и верхний - федеральный системный уровень, который представлен поставщиками тепла и электроэнергии. Все усилия по ресурсосбережению на двух нижних уровнях могут быть сведены на нет, если сокращение объемов потребляемых ресурсов будет сопровождаться ростом тарифов. Очень важно не выпустить из-под государственного контроля этот уровень, потому что переход ТЭЦ и ГЭС в частные руки приведет именно к такому безудержному росту тарифов.

Ирина МИРОЛЮБОВА
|Оглавление|

   Лента новостей


Погода в Ижевске

Либеральная Россия
 
     Webmaster
UdmExchange. Сеть обмена баннерами.