Либеральная Удмуртия
* ОБЩЕСТВЕННО - ПОЛИТИЧЕСКАЯ ГАЗЕТА * ОБЩЕСТВЕННО - ПОЛИТИЧЕСКАЯ ГАЗЕТА * ОБЩЕСТВЕННО - ПОЛИТИЧЕСКАЯ ГАЗЕТА *
N 16(43) Пятница * 25 апреля 2003г. издатель ООО "РГ"Ижевск Вечерний" Письмо





Ваш E-mail



Поиск
на Либеральной Удмуртии на Яндексе
Наши партнеры
Ресурсный центр поддержки НГО
Rambler's Top100

The List of Russian Web Servers WebList.Ru
  

Из чащи удмуртских лесов...

...стук топора уже не доносится, а только визг "хускварны". Удмуртские лесорубы, шагая в ногу с коллегами из других стран, управляются с помощью лучших пил в мире. Лесопромышленный комплекс Удмуртии работает пока что без убытков, прибыль по итогам прошлого года достигла 74 миллионов рублей. Общие запасы лесного фонда УР на 1.01.02 года составили 2317,9 тыс. куб. м, в том числе по хвойному хозяйству - 944,5 тыс. куб. м.

Пила большой погоды не делает
Однако прибыль, получаемая сегодня в лесопромышленном комплексе, не сопоставима с его возможностями. Эксперты оценивают экспортный потенциал леса наравне с нефтью. Экспорт же российской продукции из дерева резко сократился после дефолта 1998 года. Впрочем, этот спад не стоит рассматривать как исключительно отрицательное явление. Он приостановил поток эшелонов необработанной древесины из России в целом и из Удмуртии в частности. Вывозить лес в таком виде крайне невыгодно, потому что его стоимость по сравнению с продуктом глубокой переработки отличается в десятки раз. В конечном счете подобная практика приводит к нерациональному использованию лесных богатств республики и недополучению значительных средств бюджетом, которые могли бы пополнить республиканскую казну в случае более эффективной организации производства.

Средства, вырученные от продажи леса за рубеж, могли бы способствовать подъему отрасли, которая находится в кризисе: ветхая материальная база, отсталые технологии, низкая производительность труда. Многие предприятия Удмуртии либо банкроты, либо близки к этому. Устаревшие технологии закрыли выход стране на мировой рынок с качественной продукцией. Однако техническое перевооружение предприятий происходит медленно. Данные статистики показывают, что инвесторы не торопятся вкладывать в деревообрабатывающую отрасль - ее доля в сумме накопленных иностранных инвестиций по Удмуртии составляет всего 2 процента. Для сравнения: на долю топливной промышленности приходится 75 процентов всех инвестиций, машиностроения и металлообработки - 14 процентов, связи - 5 процентов.

Такое положение в деревообрабатывающей промышленности соответствует российским показателям, но его ни в коем случае нельзя считать удовлетворительным. В лесозаготовительной промышленности УР накопленных иностранных инвестиций вообще нет. Кроме того, после дефолта экспортные доходы лесной отрасли значительно упали не только из-за сокращения поставок, но и из-за снижения стоимости кубометра леса. Объяснить этот факт меняющейся конъюнктурой мировых цен трудно, по всей видимости, удмуртские производители просто дешево продаются.

Бумажный подход к делу
Президент РФ обратил внимание правительства на состояние отрасли, и оно отреагировало разработкой нескольких программ развития лесопромышленного комплекса. На местах тоже решили проявить инициативу. Президент УР дал поручению Министерству промышленности разработать республиканскую программу. Кстати, попытки озаботиться проблемами этого сектора экономики предпринимались и ранее. Правительство УР выполнило проект программы аж в 1998 году, и он был вынесен на обсуждение сессии Госсовета УР. Но сначала отсутствие кворума сорвало заседание, а потом политические события отодвинули решение экономических задач на второй план, но сами собой, без вмешательства государства, разрешиться они не могут.

Республиканская целевая программа "Развитие лесопромышленного комплекса Удмуртской Республики на 2003-2005 годы" принята на последней сессии прошлого депутатского созыва. Ее реализация зависит от объема финансирования, а они предусмотрены в объеме по годам: 2003 -173,7 млн. рублей, 2004 - 304,6 млн. рублей, 2005 - 451,7 млн. рублей. Сюда входят и собственные средства предприятий, и заемные средства, и прямые инвестиции и средства, поступаемые из бюджетов Удмуртии и Российской Федерации. Основная проблема отрасли заключается в отсутствии перерабатывающих мощностей в Удмуртии. Половина всего леса вывозится за пределы республики. Сегодня более или менее стабильно работают два предприятия переработки. Это лесопромышленный комбинат в Можге "Красная звезда" и акционерное общества "Увадрев". Крупное предприятие по производству древесноволокнистых плит в Сарапуле стоит - вышла из строя котельная, которую реанимировать собственными силами не удается.

Программа предлагает комплекс правовых, экономических и административных мер, направленных на увеличение доходов от использования лесных ресурсов на основе глубокой переработки.

Привлекательность гарантирует ММС
Перспектива привлечения инвестиций в деревообработку существует, поскольку на протяжение последних лет иностранные компании проявляли высокий интерес к Удмуртии. Но все проводимые по линии Министерства международных связей переговоры с зарубежными инвесторами заканчивались ничем. Министерство сделало из этого следующие выводы. Серьезным препятствием для работы в этом плане является отсутствие детально проработанных инвестиционных проектов у предприятий, и в большинстве случаев руководство не способно разработать их самостоятельно. Другой причиной неудач является то, что, как правило, иностранные партнеры взамен на инвестиции требуют контрольный пакет акций, на что не решится ни один руководитель.

Министерство предлагает помощь в подготовке бизнес-планов инвестиционных проектов. Необходима и целенаправленная работа по снижению инвестиционных рисков для иностранных инвесторов путем совершенствования системы государственных гарантий и льгот. Приоритет в этой области должен быть отдан приобретению новых технологий и приобщению к опыту рыночного хозяйствования. Эффективным может стать привлечение международных консультантов для реструктуризации и модернизации предприятий ЛПК в рамках программ оказания технической помощи России иностранными государствами. При соответствующей политике можно ожидать приток инвестиций в лесопромышленную отрасль УР до 3-5 миллионов долларов в год. Основными инвесторами могут стать компании Германии, Бельгии, Финляндии, Швеции и Италии.

Мы сами с усами
Предполагаем, что принятие программы - это далеко не половина дела. Реализация различного рода проектов, как правило, упирается в отсутствие средств, например бюджетных. Исполнители программы не определены, за ее нереализацию и спросить некого. А заказчиком выступает Министерство промышленности и транспорта Удмуртии . В этом ведомстве преобладает мнение, что государство должно наращивать свое присутствие в лесопромышленной отрасли. Достичь этого можно через усиление позиций на рынке государственных унитарных предприятий, таких, как Лестоппром. В частности, планируется привлечь его к реализации программы "Деревенский дом". Этот проект предусматривает строительство деревянных домов в сельской местности, дотируемое из бюджета. За аналог берется опыт Германии, где правительство финансирует строительство домов из клееного бруса для пенсионеров.

Кроме того, определенного развития лесопромышленного комплекса предлагается достичь с помощью объединения мелких предприятий в единых холдинг. Первый шаг в достижении этой цели сделан - создана Ассоциация предприятий лесопромышленного комплекса.

Анастасия ПАНИНА
|Оглавление|

   Лента новостей


Погода в Ижевске

Либеральная Россия
 
     Webmaster

InterReklama