Либеральная Удмуртия
* ОБЩЕСТВЕННО - ПОЛИТИЧЕСКАЯ ГАЗЕТА * ОБЩЕСТВЕННО - ПОЛИТИЧЕСКАЯ ГАЗЕТА * ОБЩЕСТВЕННО - ПОЛИТИЧЕСКАЯ ГАЗЕТА *
N 16(43) Пятница * 25 апреля 2003г. издатель ООО "РГ"Ижевск Вечерний" Письмо





Ваш E-mail



Поиск
на Либеральной Удмуртии на Яндексе
Наши партнеры
Ресурсный центр поддержки НГО
Rambler's Top100

The List of Russian Web Servers WebList.Ru
  

Помещичье землевладение в России узаконено!

Мнение заведующего кафедрой экологического, аграрного и природоресурсного права Института права Удмуртского госуниверситета, доктора юридических наук, профессора Яковлева Василия Никитовича по поводу земельного законодательства

- Василий Никитович, как вы оцениваете принятые недавно Земельный кодекс РФ и федеральный закон "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения"? Согласны ли вы с мнением депутата Государственной Думы от Удмуртской Республики Светланы Смирновой, которая заявила примерно следующее: "Государственная Дума нынешнего созыва повернулась лицом к селу"?
- Хорошо зная Светлану Константиновну Смирнову по ее прежней работе и зная о том, что она родом из крестьянской семьи, я не только удивлен, но и огорчен ее заявлением. Земельный кодекс и федеральный закон - это государственно-правовая база для обезземеливания крестьян и завершения акции по разрушению сельскохозяйственного производства. Эти законы предусматривают создание невиданных ранее в стране крупных землевладений. Нам предлагают вернуться в девятнадцатый век - век помещиков и батраков.
- Поясните, пожалуйста, свои слова.
- Сначала я хочу коснуться истории земельного вопроса. Вспомним некоторые моменты земельно-аграрной политики, проводимой руководством страны в последние годы. Конституция РСФСР 1975 г., действовавшая до 12 декабря 1993 г., запрещала разрушение колхозно-совхозного строя. В нарушение этого конституционного запрета указами президента РФ от 27 декабря 1991 г. "О неотложных мерах по осуществлению земельной реформы в РСФСР" и от 27 октября 1993 г. "О регулировании земельных отношений и развитии аграрной реформы" и соответствующими постановлениями правительства РФ императивно предписывалось разделить земельный фонд колхозов и совхозов на земельные доли, а их получателям выдать свидетельства на право собственности. Собственники были наделены правом выдела долей в натуре и их продажи. 12 декабря 1993 г. появилась новая Конституция РФ, которая закрепила эти положения, предусмотрев, что "условия и порядок пользования землей определяются федеральным законом". Такой закон отсутствовал, а указы президента и правительства РФ продолжали развал колхозов и совхозов. 7 марта 1996 г. президент издает завершающий указ "О реализации конституционных прав граждан на землю". Указ предписывал, что собственники земельной доли без согласия других участников общей собственности вправе земельную долю (с выделением земельного участка в натуре) включить в свободный рыночный оборот: продать, обменять, отдать под залог, завещать и др. В то же время крестьяне не поддались административному нажиму. Они остались верными коллективному труду и продолжают работать в прежних хозяйствах, которые юридически не существуют.
- Почему вы называете эти хозяйства юридически не существующими?
- Колхозы, совхозы и другие сельхозпредприятия оказались в таком состоянии после появления на свет федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса РФ", который 25 октября 2001 г. был подписан президентом РФ В.В.Путиным. Этим законом все свидетельства о праве собственности на земельные доли, выданные с 1991 г. были признаны имеющими полноценную юридическую силу. Иными словами, были узаконены противозаконные свидетельства. Отсюда следует, что колхозы и совхозы не являются собственниками земли. Их собственность передана бывшим колхозникам и работникам совхозов. Добавлю, что параллельно с обезземеливанием сельхозпредприятий шел процесс лишения их и других основных средств производства, начиная с машинно-тракторного парка и кончая зданиями, сооружениями и т. д. В результате этих разрушительных реформ сельхозпредприятия остались и без земли, и без основных средств производства, то есть юридической фикцией, пустышкой, мыльными пузырями. В силу путинского закона они не вправе быть зарегистрированными в качестве собственников земли и получить государственный акт на право собственности на землю. Собственниками земли являются их бывшие работники.
- Каким же образом земля, собственниками которой стали крестьяне, может стать производственной базой "помещичьего землевладения"? Ведь благодаря новому федеральному закону "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" (кстати, он также подписан президентом В.В.Путиным), крестьяне как собственники земли сами могут распоряжаться ею. Впервые в России крестьянам была дана такая свобода. Может быть, всё же права Светлана Константиновна?
- Госдума обратилась лицом к крестьянству, но только не добрым и заботливым, а злым и разрушительным. Именно в таком виде и выступил блок "Единая Россия" и правое большинство депутатов Госдумы, в числе которых, к сожалению, оказалась и Светлана Константиновна. Я постараюсь в этом убедить не только вас и читателей газеты, но и любого гражданина России. Давайте сделаем анализ этого закона. Абсолютное право собственности крестьянина на земельную долю закреплено в ст. 12 федерального закона. Там записано, что "участник долевой собственности вправе по своему усмотрению продать, подарить, обменять, завещать, отдать в залог, внести в уставной (складочный) капитал юридического лица свою долю или распорядиться ею иным образом".
- Ну вот, крестьянин волен свободно распоряжаться своей собственной землей!..

- Радость по этому поводу преждевременная. Вернемся к федеральному закону. Прочтем внимательно пункт 2 статьи 4. Правовая норма этого пункта устанавливает, что размер общей площади земельных участков сельскохозяйственных угодий, которые могут находиться в собственности гражданина или его близких родственников, не может быть менее 10 процентов общей площади сельскохозяйственных угодий в границах одного административно-территориального образования. Понятно? Эта правовая норма не для радости крестьян, а для обеспечения образования помещичьего землевладения, которое может простираться и за пределами одного или более административно-территориальных образований.
- Но разве крестьянине без продажи не могут сами обрабатывать свои доли, размер которых в отдельных районах нашей республики составляет до 10 и более гектаров?

- Увы, позиции "отсиживания" на своем долевом земельном клочке закон не допускает. Статьей 5 федерального закона предусматривается, что если размер земельной доли крестьянина оказался меньше 10 процентов общей площади сельхозугодий в границах одного административно-территориального образования, то такая земельная доля в течение одного года со дня вступления в силу федерального закона должна быть отчуждена крестьянином - собственником этой доли. Спрашивается, кому? Ответ: только "покупателю", который способен приобрести 10 процентов площади сельхозугодий.
- А могут, скажем, пожилые люди продавать свои земельные доли кооперативу, который образуется на базе развалившегося колхоза или совхоза?

- Конечно, могут. Однако при одном условии: вновь образовавшийся кооператив должен стать собственником не только всех земельных долей одного колхоза, но и остальных хозяйств в пределах не менее 10 процентов общей площади сельхозугодий в границах одного административно-территориального образования. Это условие закреплено в части 2 статьи 4 федерального закона. Как видите, и здесь "осечка" в пользу потенциального помещика или, как теперь говорят, - эффективно хозяйствующего субъекта. Об этом же субъекте прочтем и в государственной целевой программе "Развитие земельной реформы в Удмуртской Республике на 2000-2002 гг.", одобренной в 1999 г. правительством УР и утвержденной Государственным советом УР. В этой программе поставлена задача "перераспределения земли сельскохозяйственных предприятий и передача ее эффективным хозяйствующим субъектам". Как видите, заботу об образовании помещичьего землевладения проявляют не только федеральные органы государственной власти, но и высшие исполнительные и законодательные органы Удмуртской Республики. В свете рассматриваемого федерального закона вскоре появится и закон УР. Ждать осталось недолго.
- А если крестьянин пожелает оставить земельную долю по завещанию своему сыну? Здесь-то не должно быть никакого подвоха?

- К сожалению, и в этом направлении для крестьянина воздвигнуты правовые препятствия. Прочтем ст. 11 федерального закона. Там записано: "В случае, если принятие наследства привело к нарушению требований, установленных ст. 4 настоящего федерального закона, к наследникам применяются требования, установленные ст. 5 настоящего федерального закона". Раскроем смысл этих двух статей (4 и 5) и в соответствии с этим вновь прочтем ст. 11, которая будет звучит так: "В случае, если принятие наследства привело к тому, что размер наследуемой земельной доли окажется менее чем 10% общей площади сельскохозяйственных угодий в границах одного административно-территориального образования, то наследник этой земельной доли обязан в течение года отчуждать наследуемую земельную долю".
Вывод один: вопрос о наследовании земельной доли законодатель решил не в пользу наследника (например, сына) собственника-крестьянина, а в пользу потенциального помещика. Только крупному землевладельцу можно отчуждать земельную долю. Наследник остается только с бумажным завещанием, ибо если он не найдет в течение года такого крупного землевладельца, то собственником земельной доли умершего крестьянина станет субъект Российской Федерации или орган местного самоуправления. Такова суть заботы законодателей о крестьянине -собственнике земельной доли.
- В таком случае крестьянину-собственнику остается одно: отдать свой клочок земли, как и было прежде, в общую собственность работников сельхозпредприятия, и пусть единый земельный массив обрабатывается коллективом этого предприятия.

- К сожалению, и это не выход. В ст. 17 федерального закона дословно записано: "Участники долевой собственности, получившие при приватизации сельскохозяйственных угодий в собственность земельные доли, обязаны обеспечить определение на местности границ находящихся в общей собственности земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения в соответствии с требованиями землеустройства". Процедура выдела земельных участков в натуре с определением на местности границ определена в ст. 13 федерального закона. Споры о местности выделяемого участка рассматриваются в суде.
- Ну и что?

- Здесь следует обратить внимание на весьма опасное социальное явление, которое будет порождено выделом земельных долей в натуре. Известно, что земля земле рознь не только по плодородию, но и по отдаленности от населенного пункта. Кому попадется лучшая, а кому худшая земля, кому земельная доля будет рядом с селом, а кому за 7-10 км от села. Вот и суть конфликта, суть социальной напряженности на селе. Коллективизм, взаимопонимание и взаимопомощь переродятся в индивидуализм, озлобленность, вражду. Кому это выгодно? Конечно, кое-кому выгодно, но только не крестьянину. Труженики колхозных и совхозных полей превратятся в поденщиков, батраков новоявленных помещиков. Вот вам и "доброе лицо" депутатов "Единой России" и их правоцентристских союзников.
- Какой же выход из этой тупиковой ситуации вы видите?

- Есть только один выход: прекратить действие Земельного кодекса РФ и федерального закона "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения". Это может быть осуществлено только проведением всероссийского референдума по известным пяти вопросам, предложенным Народно-патриатическим союзом.
- Возможно, референдум состоится. Однако когда это произойдет - неизвестно. Можно ли в рамках действующего законодательства избежать ликвидации сельскохозяйственных предприятий и рассеивания их трудовых коллективов?

- Бесспорно, существует много правовых способов, которые можно применить для предотвращения обезземеливания крестьян и сохранения сельскохозяйственных предприятий. Но это тема для отдельного разговора.

"ЛУ"
|Оглавление|

   Лента новостей


Погода в Ижевске

Либеральная Россия
 
     Webmaster

InterReklama