Либеральная Удмуртия
* ОБЩЕСТВЕННО - ПОЛИТИЧЕСКАЯ ГАЗЕТА * ОБЩЕСТВЕННО - ПОЛИТИЧЕСКАЯ ГАЗЕТА * ОБЩЕСТВЕННО - ПОЛИТИЧЕСКАЯ ГАЗЕТА *
N 4(31) Пятница * 31 января 2003г. издатель ООО "РГ"Ижевск Вечерний" Письмо





Ваш E-mail



Поиск
на Либеральной Удмуртии на Яндексе
Наши партнеры
Ресурсный центр поддержки НГО
Rambler's Top100
  

Прошлогодний автобусный билет бюджетникам вместо... зарплаты
(Осенью этого года вводится новая система начисления зарплаты)

"Осенью мы сделаем наших бюджетных нищих зажиточными!" - радостно заявляют правительственные чиновники и вожди "Единой России". О том, что бюджетникам в этом году будут платить по-новому, говорят с 6 ноября 2002 года, когда правительство утвердило концепцию реформы зарплаты.

Интересно, что придя на декабрьские выборы в Госдуму, бюджетники еще не будут получать по-новому. Тем более удмуртские бюджетники на выборах в Госсовет УР 6 апреля 2003 года...

Я внимательно прочел реформистскую концепцию. С пристрастным и даже каким-то творческим злом. Почему злом? Да потому, что наше правительство экономило на бюджетниках всегда. Исправно и последовательно, словно следуя какому-то тайному плану сделать 15 миллионов граждан России нищими и отверженными, сделать их горючим материалом для каких-то особых политических целей... Итак, новая реформа, теперь зарплатная, - что это такое? И вообще, реформа это или очередной пункт того самого плана сделать нищих врачей и учителей, библиотекарей и воспитателей детсадов еще более нищими? Окончательно, так сказать, опустить на социальное дно!..

Разработчик концепции реформы - Министерство труда и социального развития во главе с "вечным мальчиком" российской политики - Починком - уверяет, что речь идет о смене "системы оплаты труда" учителей, врачей, работников культуры, жилкомхозовскую армию труда, одним словом, бюджетников. На самом же деле, "систему" никто трогать не собирается. Основную часть доходов любого бюджетника будет по-прежнему определять тарифная сетка. Сейчас в этой сетке 18 разрядов. По первому разряду (уборщицы, секретарши в приемных, больничные нянечки) полагается платить 450 рублей в месяц, по восемнадцатому (ректоры вузов, некоторые директора школ) - 2025 рублей. Предусмотрены еще надтарифные выплаты - за выслугу лет, квалификацию, занимаемую должность и так далее. Голый оклад по тарифу - это примерно 55-60 процентов дохода бюдженика, остальное - надтарифные выплаты и доплаты.

Сейчас же тарифная сетка единая - ЕТС. По ней и начисляется зарплата всем бюджетникам. Что же предлагает правительство? А всего лишь развести бюджетников по специальностям, чтобы в каждой отрасли была своя тарифная сетка со своими надтарифными выплатами. Починок и министерские бухгалтера уже сегодня разработали 16 таких отраслевых сеток и грозятся, что в будущем их будет аж целых 30!

Повышение зарплаты подозрительно точно совпадает с процентом инфляции
Предполагается, что эти отраслевые сетки будут учитывать "отраслевую и региональную специфику производимых бюджетниками работ". И зарплата от такого учета вырастет у работников здравоохранения, к примеру, в 1,8 раза, а у работников культуры - в 1,5 раза.

Вот, собственно, и вся концепция... При видимой простоте с ее помощью правительство намерено достичь двух взаимоисключаемых (!) целей: с одной стороны, подрастить зарплату бюджетниками, а с другой... сэкономить (?!) бюджетные деньги, предназначенные для этих самых зарплат...

Зарплата бюджетников, если верить Михаилу Касьянову, вырастет на треть (30%), а экономия, которую сулит реформа, прогнозируется тем же Починком на уровне 40%!

Способ решения этой почти фантастической задачи тоже весьма незамысловатый. А именно: выплаты по-новому начнутся одновременно с очередным плановым повышением минимального размера оплаты труда (МРОТ). Самое интересное это то, что мероприятия по повышению уже как бы начались, но никто этого, правда, не заметил. Кроме Починка, конечно. С 1 января этого года реформа как бы уже работает... Вообще-то МРОТ равен окладу 1-го разряда ЕТС. Но ЕТС устанавливает предел, ниже которого нельзя выплатить в госсекторе, а МРОТ - в свою очередь - нижний предел зарплаты в частном секторе. Самое смешное, что в рублях это одна и та же цифра - 450 рублей. Которые якобы уже бухгалтерская реальность с 1 января 2003 года. Хотя никто этого официально почему-то подтвердить не хочет или не может. В удмуртском министерстве финансов на этот вопрос ответили так: да слышали, но никаких официальных бумаг по этому поводу не получали. Забавные технологии управления у наших чиновников: где-то что-то слышали, но про реальные деньги сказать ничего не могут. А ведь по починковскому плану, с октября 2003 года этот МРОТ должен быть уже 600 рублей! Почему 600? А потому, что Касьянов же обещал рост бюджетных зарплат на треть, а 600 по отношению к 450 - это и есть та самая треть! В аккурат перед парламентскими выборами...

Экономит на бюджетниках наше правительство очень исправно в последние года три. Достигается это за счет так называемого сжатия тарифной сетки. А правительство регулярно через Думу проводит законопроекты, которые позволяют сокращать разницу в окладах, полагающихся по тем или иным разрядам. Сейчас оклад по самому высокому, 18 разряду не может больше, чем в 4,5 раза превышать саму малую выплату по 1-му разряду.

Были времена, когда этот межразрядный коэффициент в стране доходил до 6-7 раз, то есть ничем не уступал подобному коэффициенту в той же Германии или Швеции. Конечно, надо понимать, что сама зарплата в этих странах была на 8-10 порядков больше...

Но то были времена кризиса. И этот мировой стандарт межразрядного коэффициента на нашей уникальной финансовой почве пророс долгами по зарплате. И долговая проблема оставалась неразрешимой до тех пор, пока правительство не додумалось до сжатия тарифной сетки. Однако уже в прошлом году сжатие дало сбой. Повышение зарплаты бюджетников, которые обещал Путин и которое началось с января в Москве и Питере, а с весны - в остальных регионах, впервые за последние четыре года привело к возникновению новых зарплатных долгов, рост которых удалось сбить частично в октябре 2002 года и к новому 2003 году свести почти на нет.

Тем не менее правительство, как видим, не только не разочаровалось в сжатии ТС, но и выстраивает на этом фундаменте целую реформу. Согласно которой, у разведенных по отраслям бюджетников произойдет дальнейшие сжатия сетки! Сжимать тарифную сетку в рамках одной специальности, оказывается, намного проще, чем в целом по бюджетной сфере. У санитара с главврачом больницы может быть один межраразрядный коэффициент, у рядового учителя с директором школы - другой, у преподавателя вуза с ректором -третий. За счет этого и возникает 40-процентная экономия, что пообещал Починок Касьянову...

А за зарплату ответят Волков с Балакиным
При этом убивается еще один "заяц".Политический. Сегодня при единой тарифной сетке "межразрядный коэффициент" утверждается законом в Думе. А с переходом на отраслевой механизм нужда в депутатских согласованиях просто отпадет. Писать закон для каждой отрасли в отдельности и потом проводить его через парламент - идея настолько абсурдная, что озвучить ее не решаются даже самые антиправительственные фракции Думы. Во всяком случае, коммунисты как воды в рот набрали, хотя тема "бюджетный нищеты" - их излюбленная, тем более что выборы на носу.

Теоретически переход на этот отраслевой принцип означает, что размеры зарплат должны определяться не законами и не правительственными постановлениями, а в ходе переговоров, которые ведут наемные работники (или их профсоюзы) со своими работодателями.

Во внебюджетной сфере, в частности на крупных промышленных предприятиях, вопрос так и решается. По этой логике, профсоюз медиков Удмуртии должен решать зарплатный вопрос с Минздравом УР, с его главой - Сергеем Шадриным. Но переговоры с Шадриным для наших медиков лишены всякого смысла! Потому как министр не распоряжается бюджетными деньгами на зарплату... Сегодня в бюджетной сфере Удмуртии почти 180 тысяч человек. Все клиники всероссийского значения, вузы содержатся за счет федерального бюджета. Школы, поликлиники республиканского значения, часть расходов жилкомхоза финансируется из удмуртской казны. На балансе муниципальных бюджетов находятся некоторые школы, коммунальное хозяйство, скорая помощь, общественный транспорт. Поэтому выходит, что формальные работодатели, к примеру, у большой части медиков - это Минздрав УР, который сам кормится из республиканского бюджета и в принципе не решает финансовых вопросов. Следовательно, врачам имеет прямой смысл вести переговоры только с Волковым или с Балакиным. Точно так же обстоит дело с профсоюзами учителей, транспортников и жилкомхозов.

У дворца президента нужно теперь устраивать пикеты и демонстрации, господа нищие бюджетники, а не у кабинетов второразрядных чиновников! Все претензии с этого дня к Александру Александровичу и Виктору Васильевичу, в том случае, если вас снова надувают в ижевских школах!

Но я знаю, что для страшных опасений ни у Волкова, ни у Балакина поводов особых не будет. Дело в том, что никаких переговоров о зарплате профсоюзы вести не будут. Претензии со стороны профлидеров если и возникнут, то лишь из-за зарплатных долгов, да и то если зарплату задержат дольше, чем на три месяца.

Два вопроса нашим удмуртским бюджетникам
Потому что в целом задуманная реформа ничего не переменит в бюджетной сфере. Прожиточный минимум в республике сейчас - 1600 рублей (в стране - 1817 рублей?!) в месяц. Но власть вполне допускает, что людям можно платить и по 450 рублей сейчас и по 600 рублей в октябре! Лишь самые высокооплачиваемые бюджетники получают оклад, превышающий порог бедности. И после починковской реформы картина не изменится. И это 30-процентное повышение зарплаты, отложенное правительством до осени этого года, - не что иное, как индексация инфляции!!! За прошлый 2002-й и нынешний 2003-й год: 18 процентов уже имеющихся и 12-процентный инфляционный порог, заложенный в бюджет этого года как раз и дают эти обещанные 30 процентов повышения зарплаты бюджетникам...

Еще одно блюдо зарплатной лапши на уши лопоухому бюджетному люду... При этом власти и дальше буду делать вид, что повышают зарплату. А нехватку денег бюджетники будут восполнять всё теми же способами, что и раньше. В поликлиниках и больницах будет расширяться перечень платных услуг. Но и это в лучшем случае. Скорее же всего, врачи начнут лечить только тех пациентов, которые заплатят неофициально, так сказать, сразу - "на карман". Наиболее квалифицированные учителя уйдут в частные школы. В обычных муниципальных школах будут собирать деньги с родителей на ремонт и прочие хозяйственные нужды, а по-настоящему учить станут только тех детей, чьи родители в состоянии заплатить, и опять же нелегально - "на карман". Слесари ЖЭКов будут взимать плату (тоже неофициально) лишь за то, что переступили порог вашей квартиры, за которую исправно внесены официальные 90-процентные (а на самом деле и все 100 процентов) коммунальные платежи... А теперь я задам нашим удмуртским, почти двумстам тысячам бюджетников, и тем, кто пользуется их "бесплатными" услугами из своих столь же нещедрых внебюджетных доходов: а на хрена нам нужна такая власть, господа?! Власть, у которой всё - "якобы", "будто бы", "почти как" и ничего реального, кроме того, что вы из года в год ее, эту власть, выбираете и переизбираете. Не пора ли прикрыть эту лавочку "управляемой демократии", торгующей прошлогодними автобусными билетами во всегда завтрашний рай процветания - из всегда сегодняшней нищеты?

Григорий СОЛДАТОВ
|Оглавление|

   Лента новостей


Погода в Ижевске

Либеральная Россия
 
     Webmaster
UdmExchange. Сеть обмена баннерами.