Либеральная Удмуртия
* ОБЩЕСТВЕННО - ПОЛИТИЧЕСКАЯ ГАЗЕТА * ОБЩЕСТВЕННО - ПОЛИТИЧЕСКАЯ ГАЗЕТА * ОБЩЕСТВЕННО - ПОЛИТИЧЕСКАЯ ГАЗЕТА *
N 4(31) Пятница * 31 января 2003г. издатель ООО "РГ"Ижевск Вечерний" Письмо





Ваш E-mail



Поиск
на Либеральной Удмуртии на Яндексе
Наши партнеры
Ресурсный центр поддержки НГО
Rambler's Top100
  

Типы государства по Платону

Когда в прессе или на телевидении я сталкиваюсь с безапелляционными политическими высказываниями некоторых представителей крупных общественных организаций, чиновников весьма высокого ранга и даже первых лиц нашего российского государства, то долго порой не могу прийти в себя от изумления :"Боже мой! Какая потрясающая дремучая невежественность! И эти люди смеют называть себя политиками, берутся решать судьбы людей и страны!"

После того как волосы на голове сами собой перестают шевелиться, на языке начинает чесаться другой, не менее наивный и дурацкий вопрос: "Многоуважаемые господа, не на курсах ли высшей партийной школы при УК КПСС вы изучали основы политической науки? И не в кратком ли курсе истории КПСС получили представление об искусстве управления государством как о ремесле, к которому легко можно приучить кухаркиных детей?" Впрочем, когда эмоции - признаки интеллектуальной слабости - проходят окончательно, на первое место выступает осознание суровой общественной реальности, где путаница понятий, невежество, наглость, бесцеремонность так называемой "политической элиты" стали яркой приметой нашего лживого и жестокого времени - где всё перевернуто с ног на голову, где умение жить равносильно умению лгать. После "перестройки" правящие "верхи" получили всё, что хотели: власть, собственность, деньги, природные ресурсы, тогда как народу достались ваучеры, инфляция, нищета и безработица. Этих новоиспеченных "хозяев" жизни вряд ли можно смутить наивными вопросами - чувство стыда им вообще неведомо, только зарево социального пожара способно заставить их прислушаться к голосу разума, да стук падающей гильотины способен внушить им скромность и чувство меры.

Между тем политика как учение о государстве занимала умы людей еще в глубокой древности. Многие выдающиеся представители античной эпохи посвятили ей свои жизни. И в первых рядах этих незаурядных людей стоит личность великого афинского философа Платона. Его влияние на политическую науку бесценно. Трудами Платона, а затем и его ученика Аристотеля, политика вышла из недр философского знания, стала самостоятельным видом научной и прикладной деятельности. Как человек, много лет посвятивший предмету философских исканий, я могу утверждать: суждения Платона о государстве настолько глубоки и объемны, что ничуть не устарели, не потеряли своего блеска, свежести и остроты в наше смутное время. Его мысли и наблюдения имеют не просто познавательное значение, но несут в себе заряд социальной справедливости, чего напрочь лишена современная Россия.

С этой публикации я начну платоновское описание справедливого государства и данную им классификацию типов государственных устройств, а также соответствующих этим государствам типов общественных отношений, включающих в себя представления, быт и нравы людей, в них проживающих. Всего таких публикаций будет пять (следите за выпусками газеты), и каждая последующая статья будет посвящена отдельному типу государства и типу общественных отношений, соответствующих этому государству. Однако прежде чем приступить к непосредственному описанию содержания учения Платона, данному им в его работе под названием "Государство", я бы хотел обратиться к представителям нашей городской и республиканской власти с настоятельной просьбой не читать нижеизложенный материал, так как написано это всё не для них и не в кой мере не преследует цели ликвидации в чиновничьи среде политической неграмотности. Мои статьи предназначены для рядовых граждан, живущих собственным трудом, для нашей молодежи, на гражданскую позицию которой в самом недалеком будущем я возлагаю большие надежды. Знание просветляет, а у кого еще можно научиться знанию как не у великого Платона?

Платон родился в 427 г. до н. э. и умер через 80 лет - в 327 г. до н. э. Он происходит из афинского аристократического рода. Подлинное имя Платона - Аристокл, Платон - прозвище (от "платюс" - "широкоплечий"). Один его учитель - преподаватель философии Кратил, другой - Сократ. После казни Сократа Платон, тяжело переживавший смерть своего учителя, надолго покинул Афины. Начались годы странствий. Он объездил Элладу, побывал в Египте, Финикии, Персии, Ассирии и Вавилоне. В 389 г. до н. э. Платон оказался в сицилийских Сиракузах при дворе тирана Дионисия Старшего. К этому времени он уже стал широко известен, а его труды получили всеобщее признание. Платон стремился побудить Дионисия к преобразованию государства в соответствии со своим социальном проектом. Но это ему не удалось. Сначала обласкав Платона, Дионисий вскоре отправил его на общегреческий невольничий рынок для продажи в рабство. Платона выкупил один из его приверженцев. Возвратившись в Афины, Платон открыл свою школу - Академию. Школа находилась в роще, посвященной античному герою Академу. Ученики школы стали называться академиками. Умер Платон в день своего рождения на брачном пиру.

Согласно учению Платона ("Государство" Платон, соч. в 3-х томах), государство подобно человеку, а человек - государству, справедливость в человеке и в государстве одинакова. Человек может быть нравственно совершенными лишь в правильно организованном государстве. Поскольку принципы справедливости соблюдаются людьми не всегда и не полностью, то Платон, как я упоминал выше, выделил пять типов государства: аристократию, тимократию, олигархию, демократию, тиранию. Аристократия (не путать с феодальной аристократией) - правильный тип государства, остальные - неправильные или извращенные типы государственного устройства. При жизни Платона аристократия - как тип государственного устройства - уже нигде не встречалась в первоначальном, так сказать, "чистом" виде. Практические попытки ее воссоздания в Сиракузах потерпели неудачу. Поэтому описание Платоном идеального государства скорее носит умозрительный характер. Исторически же Платон опирается на описание общественного строя, золотого века, в частичности - легендарной Атлантиды, могущественного государства атлантов, погрузившегося на дно морское в результате природных катаклизмов. По мнению Платона, государство возникает вследствие многообразия человеческих потребностей и вытекающего отсюда общественного развития труда, при котором удовлетворить различные потребности человека легче, чем если бы каждый выращивал хлеб, изготовлял одежду, обувь и так далее, так как лучше работает тот, кто владеет каким-либо одним искусством и не отвлекается на другие работы. В государстве должны быть и земледельцы, и строители, и ремесленники, и купцы, и торговцы, и воины, чтобы защищать государство от внутренних и внешних врагов. Люди от природы своей предназначены к выполнению какой-либо одной трудовой операции: одни по своим природным задаткам предназначены к земледелию, другие - к ткачеству, третьи - к домостроению и т. д. К чему человек предназначен природой, "он и будет заниматься всю свою жизнь, не отвлекаясь ни на что другое".

Аристократический тип государства имеет у Платона кастовое строение. В третью касту входят земледельцы, ремесленники, торговцы и т. д., во вторую - воины-стражники, в том числе и женщины, в первую - философы-правители. Социальное первенство в таком устройстве существует, но оно соответствует природному неравенству людей. Именно такое государство добродетельно: оно мудро мудростью своих правителей-философов, мужественно мужеством своих стражей, рассудительно повиновением худшей части государства его лучшей части и справедливо, поскольку в таком государстве все служат ему как некой ценности, занимаются своим делом и не вмешиваются в чужие - это и есть справедливость. Справедливость состоит в том, чтобы каждый имел свое и исполнял тоже свое. Кастовое неравенство не носит наследственного характера - ребенок, обладающий соответствующими природными задатками, может переводиться в другую касту.

Что касается общественных нравов аристократического государства, то они подробно описываются применительно к касте воинов. Стражи просты и бесхитростны. Отличаются прямотой и честностью. Их быт весьма своеобразен. Они получают телесное и духовное воспитание. Страж должен быть гармонично развит, сочетать в себе отвагу с кротостью. Духовное внимание стражей-воинов включает в себя знакомство их с искусством и с науками. Большую часть времени они проводят в гимнастическом зале или на военных состязаниях. Воины не имеют не только частной собственности: земельных угодий, золота, - они не имеют и личной собственности. Они ничем не владеют, кроме своего тела. Они живут сообща и питаются вместе. Раз в год они получают продовольствие от граждан, которых охраняют. Они служат, не получая никакого вознаграждения, за исключением продовольствия. У них общие жены (женщины из числа стражей) и общие дети. Неупорядоченные половые отношения строго запрещены. Женщине разрешено иметь детей с 20 лет до 40 лет, мужчине - с 25 до 55. Дети, рожденные вне этих возрастных рамок, уничтожаются. Всё рождающееся потомство сразу же поступает в распоряжение особых лиц, так что мать не знает, какой ребенок ее. Воспитание детей начинается с четырех лет в форме игры.

Согласно Платону, представители касты философов-правителей в идеальном государстве выходят из числа воинов-стражей. Философами рождаются по природе, это редкое сочетание способности к познанию, памяти, остроумию, проницательности с постоянством нрава. Философ имеет склонность к знанию, характеризуется правдивостью, решительным неприятием лжи, любовью к истине. Все его стремления направлены на приобретение знаний, для чего он отказывается от телесных удовольствий, он благороден, не хвастлив, не робок, справедлив, кроток, великодушен, тонок, памятлив. Будущие философы-правители отмечаются с детства. Их вносят в особый список. Затем происходит первый отбор из числа двадцатилетних, а уже из этих юношей, когда им исполнится тридцать лет, производится второй отбор. Достигнув 35-летнего возраста, они в течение 15 лет занимают государственные должности. Так философы становятся правителями.

Что касается быта третьей касты - земледельцев и ремесленников, то, согласно требованиям и законам государства аристократического типа, они могут иметь свои семьи, жилища, собственные земли, золото и орудия труда. Но они лишены возможности управлять государством, иметь оружие, получать образование и даже принимать участие в войне. Таковы в общих чертах приметы аристократического государства - государства утопического, прекратившего свое существование задолго до появления на свет самого Платона, некоторые отблески которого, тем не менее, отражались в устройстве исторически более поздних по времени феодальных государств и Европы, и Азии.

В свете современных представлений многие подробности из жизни и нравов государства аристократического типа могут показаться негуманными и даже жестокими. Но я бы не взял на себя смелость делать подобные заключения: никто лучше Платона не знал настоящей человеческой природы, которая за последние 10 000 лет совершенно не изменилась. Там, где в идеальном государстве мы замечаем жестокость и насилие, на самом деле имеет место решительность и твердость в соблюдении установленных общественных законов. Лично я склонен более обратить внимание на положительные стороны такого государства, в том числе на воспитание молодежи и отбор будущих правителей. В руководство государством люди выдвигаются не по партийной рекомендации, не от "семьи", а исключительно по своим природным и умственным способностям. На мой взгляд, проблема формирования политических элит на сегодняшний день остается одной из самых актуальных. Платон как бы предлагает нам один из вариантов решения этой проблемы. Считаю, что современной России необходимо прислушаться к мнению Платона.

Сергей БАРАНОВ
|Оглавление|

   Лента новостей


Погода в Ижевске

Либеральная Россия
 
     Webmaster
UdmExchange. Сеть обмена баннерами.