Либеральная Удмуртия
* ОБЩЕСТВЕННО - ПОЛИТИЧЕСКАЯ ГАЗЕТА * ОБЩЕСТВЕННО - ПОЛИТИЧЕСКАЯ ГАЗЕТА * ОБЩЕСТВЕННО - ПОЛИТИЧЕСКАЯ ГАЗЕТА *
N 5(32) Пятница * 7 февраля 2003г. издатель ООО "РГ"Ижевск Вечерний" Письмо





Ваш E-mail



Поиск
на Либеральной Удмуртии на Яндексе
Наши партнеры
Ресурсный центр поддержки НГО
Rambler's Top100
  

Две позиции - одна цель

Возвращаясь с Европейского социального форума во Флоренции, я взял интервью у лидеров двух по-настоящему независимых профсоюзов России - Владимира Воробьева и Анатолия Степанова.

Профсоюз не может не заниматься политикой

Владимир Воробьев - лидер профсоюза "Защита труда", охватывающего большинство трудящихся разных специальностей города Анджеро-Судженск.

- Владимир, расскажи, как был организован ваш независимый профсоюз.
- Всё началось с "рельсовой войны" в 1998 году. Сначала был стихийный выход на рельсы: вышло 80 человек, а на следующий день - весь город - 8-10 тысяч человек. Тут же, на рельсах, возник рабочий комитет, в который вступил и я. Однако часть членов РК во главе с Фокиным пошло на поводу у КПРФ, ФНПР (Федерации независимых профсоюзов) и только что назначенного Тулеева. Но большинство членов РК остались на рельсах вместе с остальными. Между горожанами и работодателями было подписано несколько соглашений, и все наши требования были удовлетворены: задолженности по зарплате выплачены.
Тогда некоторые члены рабочего комитета решили создать автономный профсоюз. Пришлось вступить в бой с городской судебной системой, представители которой категорически не хотели признавать нас как профсоюз. В ответ мы провели три пикета, на которых требовали от судов принимать иски трудящихся к производству. Суды сдались. Процесс завершился полным удовлетворением наших требований. Работодатели начали писать протесты и на год затянули решение вопроса о восстановлении на работе 500 человек и выплате им компенсации. Кассационный суд мы тоже выиграли, но денег никто не давал. Когда же был назначен пикет на железной дороге, деньги были выплачены в полном объеме. Таким образом, наши действия на Транссибе оказались сильнейшим рычагом давления на власть.
В 1999 г. в Анджеро-Судженске прошел съезд трудящихся Сибири и Дальнего Востока, на котором было принято принципиальное решение: не доверять ни одной партии, покуда она не докажет, что защищает права трудящихся. После этого мы перешли в структуру "Защиты труда" - наиболее альтернативного профсоюза, который оказывал помощь независимо от политических взглядов отдельных членов профсоюза. Провели также пикет и демонстрацию по вопросам ЖКХ и социальным льготам. В частности, добились выполнения еще советского постановления о бесплатной выдаче угля шахтерам. Причем администрация города, пытаясь, видимо, поссорить членов нашего профсоюза с другими горожанами, гарантировала получение угля только членам профсоюза. В результате численность профсоюза стала быстро расти и к настоящему времени достигла трех тысяч человек.
Местные суды попытались наказать нас за проведение несанкционированных акций - начали выносить штрафы (с 1999 г. ни один пикет не был официально разрешен). Тогда мы обратились в областной суд, который вынес постановление в адрес районных судей: читайте Конституцию РФ!
- Почему, по-твоему, так мало людей, способных противостоять притеснениям властей?
- Страх. Страх потерять работу - в первую очередь. Пьянство. Людей специально спаивают, чтобы ничего не хотели и ни к чему не стремились.
- А были ли угрозы в твой адрес?
- Угрозы были. Записки подбрасывали, что убьют или что-то случится с моими близкими. Я пришел к мэру и весьма жестко с ним поговорил. Тогда всё это прекратилось. Сейчас началось опять. Пытались и подкупить - предлагали пост директора любого предприятия по моему выбору, деньги тоже предлагали.
- А как относятся к твоей деятельности родные?
- Жена уже привыкла. Дети полностью меня поддерживают.
- Как ты смотришь на политическую деятельность тех или иных партий?
- Экономика и политика неразделимы, поэтому профсоюз, который хочет добиться серьезного улучшения жизни рабочего, не может не заниматься политикой.
Что касается партий... РКРП (Российская коммунистическая рабочая партия) как-то помогает рабочему движению, но в каждом регионе она разная, у нас в городе - просто растворилась. КПРФ я не доверяю, поскольку она навязывает свою позицию трудящимся. Мы будем доверять той партии, которая будет способствовать просвещению рабочих: как бороться, как защищать свои права в суде и т. п. Партия должна быть в этом смысле учителем трудового народа, а не диктатором.
Недавно образовалась РПТ (Российская партия труда) О.Шеина. Партия пока молодая, присматриваемся. Хорошо, что левые активисты стремятся к объединению. Снизу это возможно, на уровне верхушки - нет.
- Твое отношение к СССР?
- В СССР было много хорошего, но свободы слова не было. Сейчас дали свободу слова, но отняли всё остальное. На мой взгляд, у нас был госкапитализм. Я сторонник равноправия - чтобы не было разделения на бюрократию и всех остальных. Такая теория еще должна быть создана - на основе Маркса, Энгельса, Ленина. Я сейчас читаю классиков, стремлюсь их понять.
- Что тебе дал Европейский социальный форум?
- Много новых знаний - и о мире, и о профработе. Этот форум - один из методов обмена опытом работы. Международная солидарность вообще имеет огромное значение. Когда меня задержали за участие в несанкционированном пикете, первым пришел на помощь французский профсоюз СЮД.
- Как создать профсоюз?
- Надо подобрать идейных людей. На их действиях всё и складывается.
- Получаешь ли ты зарплату как лидер профсоюза?
- Нет. Взносов у нас тоже нет. Когда необходимо на что-то потратиться, собираем деньги. - Что ты хочешь пожелать жителям России?
- Самое главное - чтобы как можно скорее осознали всю безысходность своего молчания и поняли наконец, к каким тяжелым последствиям это молчание приводит.


Настоящее профдвижение должно быть максимально широким

Анатолий Степанов - председатель профсоюза авиадиспетчеров Омского аэропорта, входящего в профсоюз авиадиспетчеров России, созданный в 1990 г.

- Анатолий, как был создан ваш профсоюз?
- В 1989 г. мы создали федерацию авиадиспетчеров СССР, в 1990 г. - сделали ее профсоюзом. Во время перестройки мы многого добились. Но администрация и правительство всё сильнее наступают на наши права. Потихоньку расширились наши связи - в основном с транспортными рабочими. Недавно создана Сибирская конфедерация труда (СКТ). Теперь мы понимаем, что от чисто экономических проблем необходимо переходить к более глобальным.
- Как вы относитесь к политической борьбе?
- Мы аполитичны. Мы обеспечиваем безопасность полетов вне зависимости от того, кто сидит в самолете. Нам повезло: больше половины авиадиспетчеров с высшим образованием, у нас хорошая техника, позволяющая организовать связь между всеми аэропортами. Отмечу, что в нашем профсоюзе есть и летчики, и бухгалтеры, и техники, и обслуживающий персонал. Так что название не совсем соответствует профессиональному составу нашего профсоюза. Администрация пыталась создать подконтрольный ей профсоюз, но успеха не имела.
Мы вступили в СКТ, чтобы поддержать бедные профорганизации. Никаких политических целей мы при этом не преследуем. Власти правдами и неправдами добиваются своего, надо это понимать. Поэтому настоящее профдвижение должно быть максимально широким. Я лично всё время голосую за "Яблоко", за коммунистов не голосую. У меня такое впечатление, что с машиной бюрократии никак не совладать. Я не вижу путей, как повернуть это колесо в нужном направлении. Чувствую, что надо что-то менять, а как? В Думе все, как пауки в банке, выбивают для себя привилегии. Не приведи господь, чтобы в России был бунт. Умные люди у нас разобщены, каждый стремится с пеной у рта доказать свою правоту. Нам надо избавиться от всяких дрязг и сойтись на главном.
- Каких результатов вы уже добились?
- В 1998 г. мы очутились в той же "яме", что и весь народ. А в 99-м Госдума приняла закон о запрете на забастовки летного состава. Сейчас мы собираем деньги на Конституционный суд с целью отменить это решение. С мая 2001-го мы начали практиковать голодовки, добиваясь как повышения зарплаты, так и удовлетворения других требований. Получилось. Заменить-то нас некем. В результате добились повышения зарплаты до 9000 руб. (в Омске). Сейчас видим свою задачу в том, чтобы довести ее до 18 тысяч. Конечно, у нас есть возможность этого добиваться - без нас ни один самолет не взлетит.
Мы не сторонники насильственных мер. Стремимся действовать через коллективный договор. Последнее время каждый год поднимаем себе зарплату на 15 процентов. Для этого тщательно собираем сведения о прибыли предприятия. У нас есть свои экономисты, юристы, бухгалтеры. Мы знаем, что все зарубежные компании приносят прибыль, за сопровождение самолетов иностранных компаний идут огромные деньги, поэтому мы настаиваем на ежеквартальном повышении зарплаты.
Мы добились бесплатного лечения, даже зубов (в том числе протезирования), бесплатного стимулирующего питания по ночам. Последнее связано с тем, что мы подключили Академию медицинских наук. Специалисты проанализировали статистику за последние пять лет и выявили, что у нас особенно вредная и тяжелая категория труда. Добились мы и возможности бесплатного полета по территории СНГ раз в год.
Администрации нужна прибыль, а не безопасность полетов. На главных московских постах сидят люди, которые никогда не были диспетчерами и не знают работы внизу. Несмотря на то, что сейчас стало летать много иностранных самолетов, никто не заботится о том, чтобы мы выучили английский. Сначала в помощь нам в диспетчерские посадили переводчиков, потом их убрали. Постоянная оговорка - нет денег. Когда какой-то самолет выходит из строя, тогда и начинают задумываться. Поэтому и о безопасности полетов приходится заботиться нам. Мы добились, чтобы раз в пять лет диспетчеров отправляли на месячное изучение английского за границу.
- Твои впечатления от поездки на форум?
- Польза от международной солидарности, конечно, есть, хотя пока она выражается в основном на уровне телеграмм.
- Как к твоей деятельности относятся родные и близкие?
- Жена говорит: "Всё равно тебя когда-нибудь выкинут". Мне два года осталось - как-нибудь продержусь. Страх, что уволят, конечно, есть, но как-то преодолеваем. Тем, кто боится участвовать в акции, советуем взять бюллетень - хоть так помогут.
- А сколько ты получаешь как председатель профсоюза?
- Нисколько. Работаю полностью на общественных началах. Конечно, расходы на профдеятельность оплачиваются из профсоюзной казны. Взнос - 1,5 процента от зарплаты.
- Что бы ты пожелал трудящимся России?
- Тянуться к знаниям, общению с людьми, не бояться, преодолевать страх, отстаивать свою точку зрения, невзирая ни на что. Конечно, шишек набьешь, но какая без них борьба? Надо объединяться на пути к своей цели.

Кто не рискует - не имеет ничего
В Ижевске и Удмуртии тоже неоднократно происходили забастовки - иногда успешные. Но местная пресса, как правило, их не освещает. Это и понятно: газетки вроде "Удмуртской правды" охотнее напечатают жалобное письмо учительницы или пенсионерки. Но жалобы нынешней власти не страшны, она на них плюет с высокой колокольни. А написать о настоящей борьбе, особенно успешной - это значит рассказать о примере, весьма опасном для власти.

Однако в чем основной недостаток и причина поражения многих забастовок? Прежде всего - это отсутствие организованности, единства, взаимопомощи, солидарности. Поэтому имеет смысл создание настоящего профсоюза, такого, как "Защита труда" в Анджеро-Судженске, который смог бы организовать одновременную забастовку всех или большинства предприятий и учреждений одного профиля или даже совместную забастовку, скажем, учителей и транспортных рабочих. В конце концов, позволять власти измываться над нами постоянным повышением цен на всё подряд - это еще и аморально. Нормальный человек должен обладать чувством собственного достоинства и смелостью для борьбы с угнетателями и эксплуататорами.

Рассказы профлидеров к тому же свидетельствуют, что у российской власти есть уязвимые места, в частности железная дорога. Рассказ лидера омских авиадиспетчеров также показывает, насколько важно осуществлять разведывательную деятельность в отношении финансов предприятия, доходов начальства и т. д. В этом случае, имея цифры и факты, можно убедительно противостоять рассуждениям о том, что денег нет.

Есть в русском языке поговорка: кто не рискует, тот не пьет шампанского. По-французски она звучит гораздо жестче: кто не рискует - не имеет ничего.

Тимур МИХАЛИН
|Оглавление|

   Лента новостей


Погода в Ижевске

Либеральная Россия
 
     Webmaster
UdmExchange. Сеть обмена баннерами.