Либеральная Удмуртия
* ОБЩЕСТВЕННО - ПОЛИТИЧЕСКАЯ ГАЗЕТА * ОБЩЕСТВЕННО - ПОЛИТИЧЕСКАЯ ГАЗЕТА * ОБЩЕСТВЕННО - ПОЛИТИЧЕСКАЯ ГАЗЕТА *
N 8(35) Пятница * 28 февраля 2003г. издатель ООО "РГ"Ижевск Вечерний" Письмо





Ваш E-mail



Поиск
на Либеральной Удмуртии на Яндексе
Наши партнеры
Ресурсный центр поддержки НГО
Rambler's Top100
  

Кому выгодно, чтобы наши рубли оставались "сушеными"?

Рубли - "сушеные", "деревянные", "фанерные". Как только ни называли мы родные денежные знаки! Самоунижение паче гордыни! Кому принадлежит эта фраза? Уверен, она заимствована не из нашей истории, не из нашей культурной традиции. Ее палестинское происхождение не вызывает у меня никаких сомнений. Или салтыковско-щедринское: "За рубль за границей сегодня уже почти ничего не дают, но скоро будут давать в морду!"

На мировом финансовом рынке рубль вызывает только самые негативные ассоциации. Кто в этом виноват? Мы сами! Американцы хранят свои сбережения в американских долларах, европейцы, жители стран Европейского союза - в евро, японцы - в иенах, китайцы - в юанях, мы - в долларах, евро, в чем попало, только не в рублях. (Правда, если наши жалкие суммы "на черный день" можно считать сбережениями, так как 70 процентам нашего населения едва хватает денег от зарплаты до зарплаты.) Но - сделаю сенсационное заявление: наш рубль давно бы мог стать свободно конвертируемым. И для этого много не нужно. А нужно только, чтобы наше правительство строго следовало курсом, объявленным президентом страны Владимиром Путиным. А курс на валютную либерализацию российского рынка Путин объявил еще год назад. Однако у нас давно ничего не значит, что говорит Путин. Наше правительство само по себе, Путин сам по себе. В правительстве консервативное крыло, которое негласно возглавляет сам премьер-министр Михаил Касьянов.

Маршальское звание - "олигарх"!
Впервые же Путин заявил о смягчении валютных отношений в своем ежегодном послании Федеральному собранию. А в сентябре президент дал правительству конкретное задание: освободить валютный рынок страны от чрезмерной регламентации со стороны государства. И казалось, что на этот раз правительство не только не ослушалось, но и выполнило это президентское поручение почти молниеносно. Уже 17 октября оно должно было рассмотреть новую версию закона о валютном регулировании в России. Но... обсуждение этого законопроекта так и не состоялось до сего дня! Два раза снимал этот вопрос с повестки дня - кто бы вы думали? Конечно же, сам Михаил Касьянов, ссылаясь на то, что все предложения Министерства финансов были... недостаточно либеральными.

И что у нас остается? Остается у нас пока всё тот же самый закон о валютном регулировании... 1992 года, который уже давно устарел. Более того, этот закон ничего общего не имеет с нашей сегодняшней валютной реальностью! Несмотря на обилие в нем всяческих запретов и ограничений, он так и не стал серьезным препятствием для просто катастрофического вывоза капитала за границу. Да и не просто это вывоз капитала, а прямо паническое бегство. И, между прочим, тут уже не дефолт виноват. И до дефолта, и во время него, и после него - цифры вывоза капитала за пределы России всегда были приблизительно одинаковыми. А все изменения и поправки, вносимые в этом законе 92-го года, по сути сводились к одному: уменьшение или увеличение доли продаваемой валютной выручки для крупных экспортеров. Что, понятно, всегда более или менее успешно обходилось экспортными монополистами, которые уже с середины 90-х годов стали фактически диктовать внутреннюю политику кабинету правительства. И скрыть это уже стало невозможно. Поэтому и звание "олигарх" у нас стало вовсе не опереточным, а вполне маршальским. Поэтому в самом главном этот валютный закон 92-го года всегда оставался неизменным: резиденты, к которым относятся российские "юридические лица и физические лица, занятые предпринимательской деятельностью без образования юридического лица", фактически не вправе распоряжаться своей валютой за пределами страны без разрешения Центрального банка и правительства.

В начале октября правительство направило в Российский союз промышленников и предпринимателей (РСПП) официальное письмо с предложением ознакомиться с текстом готового законопроекта и вынести свое заключение. Что же увидели эксперты РСПП в новом законопроекте? Отказа от обязательной регистрации и обязательной продажи валютной выручки там не предлагается. Правда, норма обязательной продажи валютной выручки снижается с 50 до 35 процентов. Однако за Центробанком сохраняется право установления ограничений на вывоз валюты "по усмотрению и в связи с текущей ситуацией на рынке". Центробанк может также регламентировать все валютные операции с ценными бумагами. И главное, использовать индивидуально-разрешительный подход почти для всех валютных операций и их участников. Центробанк сохраняет за собой и по новому закону право вводить сколь угодно радикальные "временные меры", если ситуация на рынке покажется Центробанку вдруг почти форс-мажорной.

Шуба с барского плеча...
Эксперты, чьи интересы сегодня очень жестко защищает РСПП, продолжают вот уже который год настаивать на абсолютно обратном. "Шуба с барского плеча" - в виде замены 50 процентов на 35, и даже на 30 процентов, - их души совсем не греет. Их устраивает закон, где четко прописан график сначала поэтапного, а потом и полного отказа от обязательной продажи валютной выручки. Более того, РСПП настаивает на законодательной отмене репатриации (то есть возвращения капитала из-за границы) валюты. И уж, конечно, для промышленников и предпринимателей просто неприемлемы такие "временные меры", к которым Центробанк может прибегнуть в любой момент, если ему что-то там не глянулось на валютном рынке. Как правило, эти меры на 90 процентов всегда были ничем не обоснованы. Разве что прихотью или вечным страхом ожиданий Центробанка. Наконец, индивидуально-разрешительный принцип на операции должен уступить место уведомительному подходу.

Проще говоря, финансовые организации и просто граждане не должны всякий раз испрашивать соизволения властей на валютные операции, а просто сообщать властям о своих намерениях.

Одним словом, сегодняшняя позиция государства по валютным операциям и тех, кто в них участвует, - абсолютно противоположна. Министерство финансов и Центробанк эта ситуация нисколько не волнует. И на все обвинения в саботаже путинского курса на либерализацию валютных отношений правительство РФ всего лишь раз выступило с официальным объяснением своего упорства. Оно сводилось в основном к следующему: государство должно иметь такое влияние на валютный рынок, чтобы первое же потрясение на международных фондовых рынках не обрушило российскую национальную валюту. В качестве примера вице-премьер и министр финансов Алексей Кудрин приводит 1998 год, когда всё началось в юго-восточной Азии, а закончилось у нас. Его опасения подтверждает хотя бы тот факт, что за один только 1997 год на российский рынок ГКО-ОФЗ (госказначеские обязательства - облигации федерального займа) пришло из-за рубежа 17 млрд. долларов. И когда все эти многочисленные миллиарды разом схлынули с российского рынка, мы оказались известно где...

Мы живем в Северной Корее или в России?
Только Кудрин при этом забыл упомянуть как минимум о двух обстоятельствах: о тогдашней доходности (двести годовых в валюте!!!) ГКО-ОФЗ и о действовавшем в то время жестком валютном контроле. Разумеется, эта аргументация Кудрина была немедленно высмеяна представителями противной стороны, в частности, главой профильного комитета РСПП Кахой Бендукнадзе. А президент Московской международной валютной ассоциации (ММВА) Алексей Мамонтов и вовсе назвал заявление вице-премьера "детским лепетом". Мог ли главный финансист страны не предвидеть такой реакции? Вряд ли. Наверняка предвидел, а стало быть, сознательно подставился под оскорбительные выпады оппонентов. О причинах такой самоотверженности - чуть дальше. А пока - несколько цитат из законопроекта, иллюстрирующих масштабы опасений Минфина и ЦБ.

"Купля-продажа иностранной валюты в Российской Федерации производится через уполномоченные банки в порядке, который устанавливается Центральным банком РФ и может предусматривать: установление целей покупки резидентами иностранной валюты на внутреннем валютном рынке и требования о дальнейшем использовании купленной иностранной валюты в соответствии с этими целями; требование об обратной продаже резидентами купленной на внутреннем валютном рынке иностранной валюты, не использованной на цели покупки в течение определенного срока...". Можно сказать, что это красивая иллюстрация к изречению Ким Ир Сена: "Социализм - это распределение". Именно в Северной Корее до последнего времени действовала практика, при которой трудящийся долго копил деньги в государственном банке, а потом получал государственное же предписание, на что эти деньги потратить. "Право собственности на валютные ценности защищается в Российской Федерации на общих основаниях и может быть ограничено только на основании федеральных законов". Право собственности в Российской Федерации на самом деле защищается... Конституцией! И никакие федеральные законы не могут Конституцию ограничивать по правовому определению.

"Валютные операции... на территории РФ запрещены". Таким образом, тривиальные сделки купли-продажи квартир, дач, автомобилей, совершаемые миллионами наших граждан в СКВ, уголовно наказуемы!!!

"Перечисление нерезидентами валюты Российской Федерации со своих счетов в уполномоченных банках на свои счета в банках за пределами Российской Федерации осуществляется в порядке, который устанавливается Центральным банком Российской Федерации". Ничего не скажешь, хорошая страшилка для иностранных инвесторов. Центробанк утверждает, что "временные меры" на валютном рынке возможны только в критической ситуации. Иными словами, именно тогда, когда у инвестора возникает острая нужда забрать свои деньги и унести ноги, ему будет в этом отказано.

Фантомные боли Минфина и Центробанка
Чтобы закончить с цитатами, заметим, что этим законопроектом правительству отпущено не меньше полномочий, чем Центробанку. Немудрено, если после такого чтения возникает чисто медицинское подозрение: а не страдают ли Минфин и Центробанк фантомными болями? Именно этим вопросом и задались представители РСПП. И немедленно дали утвердительный ответ. Однако беда, по их мнению, в том, что мнимые финансовые недуги властей могут обернуться реальными потерями для бизнеса.

Валютные регулирование по Кудрину и Игнатьеву (глава Центробанка) неминуемо подпортит репутацию России на мировом рынке, снизит капитализацию крупных российских компаний и в очередной раз отпугнет стратегического инвестора. Понятно, что компания, свободная в своих действиях до той лишь поры, пока правительству или Центробанку не приснится страшный сон, малоинтересна рынку. Понятно и то, что цена акций находится в прямой зависимости от степени интереса. В РСПП, впрочем, не исключают, что фантомные боли властей - это не очень талантливая симуляция, прикрывающая стремление чиновников сохранить за собой право регулировать, контролировать и распределять. И они в свою очередь пеняют российскому бизнесу за непреходящее желание утащить из страны всё, что шелестит... Большой бизнес контратакует: мы, мол, и при вашем регулировании держим деньги по обе стороны границы столько, сколько считаем нужным. Государственные мужи отвечают: да, это так, но теперь вы хотите, чтобы все ваши проделки были легализованы. Дудки-с!

В этой полемике, как и во всяком споре федерального масштаба, несколько "слоев правды". Предположим, что главной опасностью для российской экономики Минфин и Центробанк и в самом деле считает спекулятивный капитал. Тогда оба ведомства должны быть заинтересованы в таком валютном законодательстве, которое бы привлекало стратегических, долгосрочных инвесторов. Нынешний же законопроект последних как раз и отпугивает. Зато притягивает тот самый спекулятивный капитал, для которого высокая доходность важнее душевного покоя. Таким образом, и Минфин, и Центробанк якобы пытаются бороться с тем, что сами поощряют...

Вечная обочина большой дороги
Если принять за аксиому утверждение, что бизнес хочет узаконить для себя финансовую вольницу, то уже из одного этого следует: бизнес осознал, что его место в России! Кстати, недавно сам Минфин обнародовал подходящие к случаю цифры: отток частного капитала сократился с 24 млрд. долларов в 2000-м году до 16 в 2001-м году. А в истекшем 2002-м - до 9 млрд. долларов... Впрочем, разговор о комфорте или дискомфорте российского бизнеса в любом случае не первостепенен. По мнению самих бизнесменов, главное, чему препятствует валютное регулирование, - это свободное конвертирование рубля! Все привносимые из российских коридоров власти ограничения на свободный оборот капиталов, считают они, сохраняют за собой статус вечной обочины большой дороги...

По правде говоря, отсутствие либерализма - далеко не единственное, но весьма существенное препятствие к "озеленению" рубля. Возможность продавать за рубли российскую нефть и за них же покупать немецкие автомобили и японские телевизоры означала бы, что отечественное валютное законодательство истинно либерально, а наша местная валюта - тверда, как фунт стерлингов. Проблема в том, что руководители Минфина и Центробанка очень стараются максимально отдалить перспективу свободного хождения рубля на мировых рынках. Ведь конвертация рубля для них означает сужение правового пространства, где может работать валютное законодательство, и поражение в правах самих себя. Но это, конечно, вопреки правительственным страшилкам, никоим образом не угрожает нашей национальной безопасности!

А может ли она возникнуть на самом деле? Может. Если правительство, к примеру, снова станет злоупотреблять долговыми заимствованиями - неважно, на внешнем или внутреннем рынке. Любой, даже самый легкий намек на строительство новой финансовой пирамиды с государственным участием может так тряхнуть рынок, что никакое валютное законодательство не поможет.

Между тем есть признаки того, что правительство морально готово к получению новых кредитов. В начале сентября 2002 года Алексей Кудрин заявил: Минфин не исключает возможности займов. Например, у Пенсионного фонда! А чуть позже Министерство финансов выпустило облигации на сумму в несколько миллиардов рублей, заручившись обязательством ПФ об их полном выкупе... Снова обирают наших пенсионеров, и снова - под вполне оправдательным лозунгом укрепления национальной финансовой системы.

Дубина для строптивых экспортеров
Ну, тогда эта пресловутая забота правительства о национальной безопасности становится более чем понятной - разве можно накануне потрясения выпускать из рук вожжи регулирования рынка? Понятно и то, что в условиях жизни в кредит разговоры о либерализации, конвертации всякий раз будут оказываться преждевременными и вредными. Вопрос лишь в том, сколь долго страны будут водить по этому замкнутому кругу. Потому что мы сегодня живем в мире, в котором серьезных препятствий на пути движения капитала создать невозможно. Поэтому функция всякого валютного регулирования - стимулировать прозрачность этого движения, создавать такой режим, при котором капиталы стремились бы в твою страну, а не наоборот. Но именно жесткое регулирование провоцирует бегство денег. Те, кто сегодня ратует за фактическое сохранение в России действующего валютного законодательства, видимо, просто не понимает масштабов изменений, происшедших в мировой экономике. Валюта - такая же собственность, как квартира, земля или автомобиль. Но власть принуждает собственников продавать часть их собственности. Что никак не соответствует основополагающим статьям Конституции РФ. Хватит дефолт-98 применять как дубину для строптивых экспортеров. Ведь очень просто не допустить такую ситуацию в принципе. Всего лишь не выпускать на рынок ничем не обеспеченные государственные облигации. Еще "наши" консерваторы почему-то всё время поминают цены на нефть. Но, во-первых, есть резервы, которые в этом случае можно будет реализовать по тому курсовому соотношению, которое возникает при низкой цене на нефть и уменьшении валютных потоков в страну. Во-вторых, резкое подорожание доллара приводит к увеличению доли импортозамещения и подъему экономики. В-третьих, пора уже понять, что жить на свои деньги в любом случае - самая разумная экономическая политика.

Два варианта возможных событий, и когда наконец "позеленеет" рубль
Ну а теперь - о двух возможных вариантах для российского валютного рынка и о судьбе нового валютного законодательства. Первый, оптимистический. Большинство поправок и замечаний РСПП проходит, и бизнес-сообщество РФ получает закон прямого действия с четкими графиком отмены обязательной продажи валютной выручки. В этом случае рубль, предположительно к 2010-му году, становится свободно конвертируемой валютой. А граждане России, помимо равных прав с европейцами, получают ответ на очень интересный вопрос: сколько же на самом деле дают за рубль на мировых рынках. И тогда очень удивится население Удмуртии, узнав, что ее валютные доходы занижались (и занижались преднамеренно) в несколько раз!

Но есть еще один вариант, пессимистический, который так привычно вписывается в наш экономико-политический ландшафт. Итак, правительство принимает вариант Минфина и Центробанка. Всё остается прежним: характер взаимоотношений участников внешнеэкономической деятельности с государственными финансовыми институтами, малопривлекательный инвестиционный климат в стране, уход капиталов в тень и их бегство из России. Конечно, и в этом случае РСПП попытается бороться. Во-первых, обратившись с иском в Конституционный суд (!), поскольку целый ряд статей закона противоречит Конституции. Во-вторых, "вбросив" свой вариант закона в Госдуму.

Сегодня все в горячке партийных дискуссий, в напраслине обсуждений партийных списков и заигрывании с местными "кремлями" и их федеральным образцом. На самом деле, главная политическая стратегия сегодня иная: станет ли российский рубль свободным. От свободы рубля зависят и все остальные наши свободы: гражданские, экономические, культурные, экологические и, конечно же, политические.

Григорий СОЛДАТОВ
|Оглавление|

   Лента новостей


Погода в Ижевске

Либеральная Россия
 
     Webmaster
UdmExchange. Сеть обмена баннерами.