Либеральная Удмуртия
* ОБЩЕСТВЕННО - ПОЛИТИЧЕСКАЯ ГАЗЕТА * ОБЩЕСТВЕННО - ПОЛИТИЧЕСКАЯ ГАЗЕТА * ОБЩЕСТВЕННО - ПОЛИТИЧЕСКАЯ ГАЗЕТА *
N 8(35) Пятница * 28 февраля 2003г. издатель ООО "РГ"Ижевск Вечерний" Письмо





Ваш E-mail



Поиск
на Либеральной Удмуртии на Яндексе
Наши партнеры
Ресурсный центр поддержки НГО
Rambler's Top100
  

Кто ответит за реформу ЖКХ?

Итак, из всех задач внутренней политики президент России Владимир Путин поставил на первое место реформу ЖКХ. Все направления реформирования давно хорошо известны и расписаны. У нас в Ижевске еще в 1997 году принята концепция реформы жилищно-коммунального хозяйства. Однако этот документ, как, впрочем, и многие другие постановления Городской думы, не получил широкой огласки. Власть старается не особо афишировать то, что принято ею в силу необходимости соответствовать веяньям времени. Ведь потом надо будет отчитываться и конкретно развивать город. То есть надо работать, и притом не столько в пользу собственного кармана, сколько в пользу общества. Чиновники же давно отвыкли от этого.

Однако когда-нибудь время собирать камни придет - как и время держать ответ за свои дела. Горожане "отпустили" бывшего мэра Анатолия Салтыкова без отчета за сделанное, но нельзя повторять эту ошибку дважды. Виктор Балакин должен нести ответственность за деятельность администрации города, и не когда-нибудь, а сейчас. Необходимо задать ему вопрос о том, как реализуется концепция реформы ЖКХ в Ижевске.

Сегодня мы хотим рассмотреть пока только один раздел концепции - "Совершенствование системы управления ЖКХ", в котором читаем:

"Решение этой задачи включает в себя два основных направления:
- формирование многообразия собственников жилищной сферы;
- демонополизация обслуживания муниципального жилого фонда и формирование рынка услуг.

Необходимо разрешить проблемы между субъектом жилищной собственности и ее пользователем. Не решила этот вопрос и приватизация жилья. Население не чувствует себя собственником, понимая, что приватизирована лишь квартира, а всё остальное находится в совместной собственности с иными субъектами, владеющими прочими элементами зданий. Огромную роль в повышении качества предоставляемых услуг ЖКХ играет личная заинтересованность в содержании жилищного фонда.

Создание товариществ собственников жилья (ТСЖ) позволит повысить личную заинтересованность жильца в качественном содержании не только своей квартиры, но и мест общего пользования, оборудования и т. д.

С другой стороны, повысится и требовательность к организациям, предоставляющим жилищно-коммунальные услуги, т. к. эффективность и направление вложения средств будет определяться уже самими собственниками. Таким образом, муниципальные органы власти должны всячески содействовать созданию ТСЖ, оказывая при этом всестороннюю юридическую и экономическую поддержку.

Содействие скорейшему становлению ТСЖ должно предусматривать:
- упрощение процедуры регистрации;
- получение ТСЖ дотаций на техническое обслуживание жилья и коммунальных услуг на уровне муниципального жилищного фонда;
- передача прав на нежилые помещения или перечисление части арендной платы ТСЖ за нежилые помещения в доме;
- передача прав на земельный участок под дом и придомовую территорию.
Действенную помощь в распространении товариществ собственников жилья в г. Ижевске может оказать организация их на базе вновь построенных жилых домов, в которых все квартиры распределяются на рыночной основе. Однако не исключается и факт создания ТСЖ с участием муниципальных органов власти через уполномоченные органы".

Теперь остается проверить, что имеется в наличии, а именно: сколько ТСЖ создано на сегодня в Ижевске. Со всей ответственностью можно заявить, что инициатива администрации города в этом деле нулевая. Более того, активность граждан по созданию ТСЖ встречает всевозможные препятствия. "Либеральная Удмуртия" писала об этом неоднократно. В частности, в № 15 от 4.10.2002 года в статье "Восток - дело тонкое" рассказана история ЖСК "Восток", председатель которого Юлия Прозорова хотела зарегистрировать товарищество собственников жилья на базе кондоминиума. Для регистрации последнего в государственных органах требуется порядка 25 тысяч рублей, и Прозорова просила администрацию города компенсировать эти затраты, ссылаясь на постановление "О мерах по содействию реформе ЖКХ". Тем более что в бюджете города в двухтысячном году на эти цели были предусмотрены специальные деньги - 1 миллион 200 тысяч рублей.

Исполнение по этой статье расходов - опять-таки ноль. Председателю ЖСК "Восток" в просьбе отказано, то есть ни о каком содействии процедуре регистрации ТСЖ нет и речи.

Вообще, нам известно только одно зарегистрированное ТСЖ, созданное на базе дома старой постройки и при участии муниципалитета. Это ТСЖ "Мой дом". Четыре года назад помощь в его организации оказал Владимир Рогозин, сотрудник ГЖУ. Сейчас он там не работает, и нам затруднились сказать, кто вообще занимается сейчас ТСЖ. А "Мой дом" так по существу и не функционирует, потому что техническая документация для него готовится в течение всех этих лет, тогда как должна быть представлена в течение месяца. Председатель товарищества Владимир Глухих настаивает на проведении капитального ремонта за счет средств ГЖУ, тридцать лет подряд собиравшего деньги по этой статье. Кроме того, он заявил о правах собственников на общее имущество, к которому относится и подвал дома. При этом свои права, гарантированные законодательством Российской Федерации, ему приходится отстаивать в суде. Администрация города, присвоившая себе право распоряжаться нежилыми помещениями, продолжает цепляться за формулировку "муниципальный жилой фонд", тогда как все дома находятся в общедолевой собственности граждан и муниципалитета.

Все остальные ТСЖ: "Наш городок" - Кирова, 104 и 106; "Север" - К.Маркса ,440; "Нижняя, 20" - созданы на базе новых домов, относящихся к категории элитных. То есть проживающий в них контингент может себе позволить дополнительные расходы на благоустройство. И хотя эти ТСЖ в жилищно-коммунальной сфере города погоды не делают, опыт их существования также показателен - в реализации той части концепции, где говорится о получения ТСЖ дотаций на жилищно-коммунальные услуги. Здесь, оказывается, тоже есть трудности и свои "подводные течения".

Казалось бы, всё просто: все граждане сейчас должны оплачивать 90 процентов стоимости коммунальных услуг, а 10 процентов - получать дотации из бюджета. Таким образом, все ТСЖ имеют право на определенную сумму бюджетных денег, а также право расходовать их по своему усмотрению на те коммунальные блага, в которых они более всего нуждаются - будь то благоустройство подъездов и придомовой территории или установка более современного лифтового оборудования.

Не тут то было! ГЖУ, которое командует всем и вся в области жилищно-коммунального хозяйства, отнесло все дотации на статью "теплоснабжение" (и у него есть в этом свой чисто ведомственный резон). Расходы по этой статье - самые высокие, к тому же мы платим не по счетчику - за реально потребленное тепло, а по некоему нормативу с учетом всех потерь в трубах. Между тем ТСЖ рассчитывается по счетчику, и плата за тепло там гораздо ниже, чем в прочих домах. На этом основании им отказывают в получении дотаций. За получение бюджетных денег управляющим приходится бороться.

Вывод из всего вышесказанного напрашивается сам: реформа ЖКХ города в плане создания и развития ТСЖ стоит на месте. Давайте прочитаем концепцию дальше.

"Одной из главных целей реформы является демонополизация жилищно-коммунального хозяйства и формирование рынка услуг. Для достижения этой цели необходимо:
- разделение функций заказчика и подрядчика на предоставление жилищно-коммунальных услуг;
- внедрение конкурсного отбора подрядных организаций во все сферы жилищно-коммунального хозяйства.

Служба заказчика должна постепенно превращаться в управленческую компанию. Служба заказчика должна являться управляющей структурой как в области обслуживания жилья и других объектов, так и в области их теплоэнергоснабжения. Работы в этом направлении ведутся в Городском жилищном управлении г. Ижевска (ГЖУ) с 1996 года. На сегодняшний день ГЖУ выполняет роль службы заказчика по управлению, содержанию и обслуживанию муниципального жилищного фонда г. Ижевска. Взаимоотношения между службой заказчика (ГЖУ) и подрядными организациями строятся на основе договоров подряда. С другой стороны, введена форма договора на техническое обслуживание между собственниками жилья и службой заказчика в лице ГЖУ, в которой расписаны права и обязанности каждой из сторон. А также описывается ответственность ГЖУ за предоставление некачественных услуг и ответственность собственника за несвоевременную оплату и несоблюдение правил содержания жилищного фонда. Введение договорной формы взаимоотношений, как между собственником и муниципальной службой заказчика, так и между подрядными организациями, позволяет перевести сферу управления жилищно-коммунальным хозяйством на более высокий уровень. Материальная ответственность за нарушение договорных обязательств приводит к значительному улучшению качества содержания и обслуживания жилищного фонда.

В дальнейшем планируется проведение конкурса не только на подрядные работы, но и на работы по управлению жилищным фондом. Практика других регионов России показала, что создание конкурентной среды в сфере управления жилищным фондом между управляющими компаниями различных форм собственности также ведет к повышению качества жилищно-коммунальных услуг и сокращению затрат на содержание жилищного фонда. Однако на сегодняшний день система бюджетного финансирования службы заказчика не позволяет развиваться рыночным отношениям в сфере управления жилфондом. Это связано прежде всего с тем, что при финансировании из бюджета служба заказчика создается с минимальным количеством персонала, что в свою очередь связано с сокращением бюджетных расходов.

Управляющая компания должна быть самоокупаемой, а количественный состав персонала должен определяться исходя из реально поставленных задач.

В перспективе только собственник жилья должен выбирать того, кому доверит он управление своей собственностью, и сколько он будет за это платить. С другой стороны, в сферу интересов управляющей компании нового типа должны попасть не только жилые дома и придомовые территории, но и, вполне логично, - другая инфраструктура микрорайонов и районов города, а именно: детские сады, школы, больницы, объекты социально-культурного назначения, тепловые передающие сети и др.".

Вот как, оказывается, должно быть: "Служба заказчика должна постепенно превращаться в управленческую компанию" и стать самоокупаемой. Однако до сих пор ГЖУ только по названию управляющая компания , а на самом деле таковой не является. Затраты на ее содержание определяются по смете и оплачиваются из бюджета, тогда как в концепции подчеркнуто, что бюджетное финансирование не позволяет развиваться рыночным отношениям. И вообще, собственники - а это мы с вами и есть - должны выбирать сами, кому доверить управление своей собственностью, и сколько за это платить. Но выбора у нас такого просто нет.

Готова ли администрация Ижевска ответить, как реализуются другие разделы концепции реформы жилищно-коммунального хозяйства города? Вопросов у ижевчан накопилось множество.

Ирина МИРОЛЮБОВА
|Оглавление|

   Лента новостей


Погода в Ижевске

Либеральная Россия
 
     Webmaster
UdmExchange. Сеть обмена баннерами.