Либеральная Удмуртия
* ОБЩЕСТВЕННО - ПОЛИТИЧЕСКАЯ ГАЗЕТА * ОБЩЕСТВЕННО - ПОЛИТИЧЕСКАЯ ГАЗЕТА * ОБЩЕСТВЕННО - ПОЛИТИЧЕСКАЯ ГАЗЕТА *
N 8(35) Пятница * 28 февраля 2003г. издатель ООО "РГ"Ижевск Вечерний" Письмо





Ваш E-mail



Поиск
на Либеральной Удмуртии на Яндексе
Наши партнеры
Ресурсный центр поддержки НГО
Rambler's Top100
  

В 6-м номере "Либеральной Удмуртии" от 14.02.2003 года было напечатано письмо Елены Трейвиш "Студенчество, так сказать, с натуры". В ней автор критикует методы социологического исследования, которое проводит Государственное учреждение Госкомитета Удмуртской Республики по делам молодежи "Аналитическое бюро" на тему "Социальный портрет студенчества". В частности, в анкете экспертам предложено ответить на следующие вопросы: "Как вы можете охарактеризовать современное студенчество?", "Какие, на ваш взгляд, оно имеет ценности?", "Какие мероприятия должен проводить комитет по делам молодежи?" Автор вообще поставил под сомнение целесообразность проведения данной работы. В ответ на эту публикацию последовала реакция из самого "Аналитического бюро". Текст, переданный нам, мы приводим ниже практически без сокращений.

Действительно, многие граждане возмущаются проведением опросов общественного мнения, тем, что их отрывают от привычных дел, врываются с пачкой анкет и требуют их немедленного заполнения. Однако исследование, о котором пойдет речь, не из ряда тех массовых опросов, где необходим голый рейтинг. Автор письма, к сожалению, не проверил достоверность того материала, о котором идет речь.

Государственное учреждение "Аналитическое бюро" на протяжении семи лет проводит исследования молодежи, анализирует ее состояние, отмечает отрицательные и положительные тенденции в молодежной среде. Ежегодно с 1997 года "Аналитическое бюро" готовит государственный доклад о положении молодежи в Удмуртской Республике. Результаты исследований, которые проходят на территории Удмуртии, включаются в аналитические доклады, направляются в органы власти, используются в работе многими организациями, занимающимися работой с молодежью.

В настоящее время "Аналитическое бюро" действительно проводит исследование на тему "Социальный портрет студенчества". Целями исследования являются, в первую очередь, изучение социального портрета студенчества Удмуртской Республики, а во-вторых, анализ мнений, отношений, установок и стереотипов преподавателей по отношению к студенчеству. В связи с этим исследование проводится по двум направлениям. Первое - это опрос 1000 студентов различных вузов и ССУЗов. Второе направление - это опрос экспертов, то есть тех преподавателей, которые много лет проработали в вузах. Средний стаж работы со студентами у уже опрошенных преподавателей составляет 26,8 лет. В эту выборку вошли уважаемые преподаватели высшей школы, которые знакомы с проблемами студентов не понаслышке и много лет посвятили тому, чтобы вырастить специалистов-профессионалов.

Опрос экспертов рассчитан на то, что на вопросы отвечают не посторонние люди, а специалисты, и кто как не преподаватели могут рассказать о студентах. Результаты экспертного опроса во многом будут дополнять тот социальный портрет, который будет получен после опроса современного студенчества. Результаты опроса экспертов - это мнение профессионалов.

Исследование сформулировано таким образом, что многие вопросы - о ценностях, об основных опасениях, о мотивах выбора образования, работы - были заданы и преподавателям, и студентам. Преподаватели оценивали современных студентов, пытались охарактеризовать их. А студенты отвечают сами за себя, говорят о том, что думают, чем недовольны, чем обеспокоены. Нас действительно удивила реакция некоторых преподавателей высшей школы на то, что, читая лекции, многие не знают, кому они преподают, не могут проследить тенденций в изменении сознания молодого поколения, охарактеризовать современное студенчество. За последние два десятилетия произошла существенная трансформация социальных институтов и отношений. Особенно важным является переход экономики нашей страны на рыночную модель, что в свою очередь влияет на формирование нового поколения, изменяет мотивы, установки, стереотипы и саму поведенческую модель молодежи. Серьезные изменения произошли и в стиле жизни современного студенчества. В настоящее время в период студенчества вступили молодые люди, рожденные в 1986-85 г.г., которые знают о советских временах только понаслышке, поэтому ценностные ориентации этого поколения существенным образом отличаются от поколений, рожденных в середине 1970-х гг.

Студенчество - это своего рода авангард общества, потенциал которого влияет на состояние и развитие страны. Спектр социальных ролей студентов за последнее время значительно обогатился и изменился. Органам государственной власти, образовательным учреждениям, работающим с учащейся молодежью, необходимо четко представлять современное состояние студенчества, отслеживать динамику изменения его социального портрета. Знать потребности студентов, систему ценностей, жизненные планы, уровень удовлетворенности, основные проблемы и трудности, с которым сталкиваются студенты. Подобная информация помогает разрабатывать и осуществлять мероприятия по работе со студенчеством.

В ближайшее время результаты исследования будут обработаны и проанализированы. Более подробная информация о результатах исследования будет отражена в средствах массовой информации и на сайте www.molodoy.udm.ru.

Светлана ДЕМИДЕНКО,
и. о. руководителя

"НАПРАСНЫЕ СЛОВА - ВИНЬЕТКА ЛОЖНОЙ СУТИ..."
Прочитав полученное "опровержение", редакция не смогла удержаться от своего комментария, как ни старалась. Будучи как раз теми людьми, "которые знают о советских временах не понаслышке", чья молодость пришлась на пресловутые семидесятые, мы не могли не почувствовать знакомый "аромат" застоя , исходящего от некоторых пассажей публикуемого ответа, писанного людьми очень и очень молодыми. Мы (очевидно, наивно) полагали, что новому поколению неизвестен опыт тех, кто прошел школу пионерии и комсомола, незнакомы приемы работы, имевшие место в прошлом, когда было слишком много формализма, а реальные дела подменялись бумажными. Когда многие мероприятия проводились не для пользы детей и юношества, а для галочки в отчете, когда молодежные вожаки не стремились к популярности в среде своих сверстников, а добивались лишь расположения вышестоящего начальства.

Вся эта фальшь и мертвечина в конечном счете и погубили систему, а ее крах не вызвал сожаления у народа. Наше общества нуждалось в освобождении, потому что жизнь - это в первую очередь действие, это решение проблем, а не рассуждения "на тему". Однако, по всей видимости, революция 1991 года не достигла своей цели. Она неправильно обозначила "врага", с которым надо было бороться. Это отнюдь не коммунизм и ее апологет коммунистическая партия, а бюрократизм, который пронизал все политические, государственные и экономические структуры. Сегодня вирус бюрократизма уже приспособился к новым условиям и породил новое поколение бюрократов. В своих речах они употребляют новые термины, используют современные технологические средства, привлекают в помощь науку, но суть их деятельности осталась неизменной - паразитическое существование на основе бумаготворчества.

В комментарии госкомитета пафосно заявлено, что "результаты социологических исследований включаются в аналитические доклады, направляются в органы власти" и т. д. И что? - хотелось бы спросить. Молодежи, обществу в целом какая от этого польза? Где убедительные доказательства полезности проделанной работы? Нам кажется, что все выводы при составлении портрета студенчества, которые может сделать в результате подобных социсследований аналитическое бюро, лежат на поверхности. И для того, чтобы их сформулировать, нет необходимости тратить столько сил и средств, которые можно направить на другие нужды, на реальную поддержку молодежи, на повышение стипендий, в конце концов.

В комментарии госкомитета не сообщается, сколько бюджетных денег съедает его подразделение, а это, между прочим, деньги налогоплательщиков, и по существу только они имеют право оценить - потрачены эти средства на благое дело или нет. Наша читательница (кстати, тоже преподаватель с двадцатилетним стажем) посчитала, что исследования такого рода - пустое занятие, и она не видит в них практической пользы. Не будем подвергать сомнению профессиональную компетентность социологов, но к чему в конечном счете эта компетентность приложима? "Подобная информация помогает разрабатывать и осуществлять мероприятия..." Где, какие, как? Понятно, что аналитику в килограммах не измеришь, но назовите хоть одно живое дело.

В нашей стране бюрократы ведут себя так, будто это мы, граждане, должны им, а не они - гражданам. Тогда как чиновники обязаны отчитываться за каждый потраченный из бюджета рубль. Таков порядок в демократическом и правовом государстве. И нам было бы интересно получить обоснование комитета о необходимости содержания такой структуры за счет бюджета. Потому что, насколько нам известно, аналитическое бюро используется исключительно на пользу самой власти - например, на изучение рейтингов тех или иных деятелей в избирательных округах. В предвыборных целях проводятся и другие якобы молодежные мероприятия: формируются агитпоезда, проводятся концерты, устраиваются конференции и т. д., и т. п.

Вот это всё в первую очередь и возмущает граждан, а не сама необходимость заполнять анкеты, как думают в аналитическом бюро.

"ЛУ"
|Оглавление|

   Лента новостей


Погода в Ижевске

Либеральная Россия
 
     Webmaster
UdmExchange. Сеть обмена баннерами.