Либеральная Удмуртия
* ОБЩЕСТВЕННО - ПОЛИТИЧЕСКАЯ ГАЗЕТА * ОБЩЕСТВЕННО - ПОЛИТИЧЕСКАЯ ГАЗЕТА * ОБЩЕСТВЕННО - ПОЛИТИЧЕСКАЯ ГАЗЕТА *
N 9(36) Пятница * 7 марта 2003г. издатель ООО "РГ"Ижевск Вечерний" Письмо





Ваш E-mail



Поиск
на Либеральной Удмуртии на Яндексе
Наши партнеры
Ресурсный центр поддержки НГО
Rambler's Top100
  

Бюджет под другим углом зрения

На прошлой неделе в 80 регионах России, в том числе и в Удмуртии, прошли массовые акции протеста бюджетников. Дело вроде бы обычное по теперешним временам. Но вот что странно: активность народа проявилась в нетрадиционное для него время года. Другая странность заключается в том, что выступления отличались хорошей организованностью. Продуманное оформление колонн митингующих красочными плакатами, использование шумовых эффектов давало повод думать, что пробуждению народной "стихии" способствовал какой-то хороший "спонсор". За всю Россию мы не в ответе, но вот по поводу митинга в Ижевске можем сказать, что местная власть проявляла к нему деятельное внимание.

Оно и понятно, ведь бюджетники не столько требовали повышения своей заработной платы, сколько выступали против предложенной правительством Российской Федерации концепции реформирования системы оплаты труда работников бюджетной сферы. Несмотря на то, что документ имеет пока очень расплывчатые формы, два принципиальных момента, положенные в его основу, ясны: отказ от единой тарифной сетки и переход к отраслевой системе оплаты труда, а также перенос ответственности за выплату и установление максимальной величины зарплаты с федерального уровня на местный. Это последнее нововведение как раз и не понравилось ни бюджетникам, ни местной власти.

Точка соприкосновения общая, но подходы к ней разные. Люди проголосовали ногами, потому что не хотят уходить из-под "крыла" президента Путина, в котором они видят гаранта стабильности получения своей заработной платы. Путин суров, когда речь заходит об учителях и врачах - в этом нас неоднократно убеждало телевидение, показывающее, как Владимир Владимирович распекает министров за напряг с финансами в регионах. Система финансирования бюджетной сферы работала в последнее время более или менее без сбоев, задержки выплат практически ликвидированы. Безусловно, у бюджетников возникли опасения: а что будет, когда за дело возьмутся Александр Волков и Виктор Балакин?

Поворот непредсказуемый во многих отношениях, и объективные причины для протеста есть. Сегодня республика и муниципалитеты не обеспечены достаточными финансовыми средствами, чтобы полностью взять на свое содержание бюджетную сферу. Кроме того, все муниципальные образования имеют разную доходность, а значит, по-разному "сладкой" будет жизнь у бюджетников - кому густо, а кому и пусто. Однако автор концепции - министр труда и социальной политики Александр Починок считает все эти опасения напрасными. По его словам, новую систему оплаты труда работников бюджетной сферы никто не предлагает внедрять прямо завтра - в течение года ее нужно утвердить, чтобы принять во внимание при формировании бюджета 2004 года. Перераспределение финансовых потоков, безусловно, потребуется, более того, оно планируется еще и в связи с принятием пакета законов о местном самоуправлении, подготовленным заместителем главы администрации президента РФ Дмитрием Козаком. Гарантии же государства относительно большей части окладов бюджетников сохраняются, их уровень хотя и будет различаться, но не столь существенно, как это может показаться на первый взгляд.

То, чего опасаются "низы", понятно. Чего же боятся "верхи"? Местная власть, в свою очередь, не желает взваливать на себя всё бремя ответственности. Ей вольготно и сытно живется сейчас, как грибы после дождя, растут дворцы местных начальников, в то же время население нищает. Аппараты местных органов власти совершенно потеряли свою работоспособность. Они так и не смогли перестроиться за десять лет с бюрократических методов работы на экономические. Их стиль давно устарел и превратился в тормоз развития общественных отношений. Бюрократия приватизировала местные бюджеты и не отчитывается за свои расходы перед населением.

И привести ее в чувство, на наш взгляд, просто необходимо. Концепция очень правильно обозначила подходы к реформированию системы оплаты труда бюджетников. Во-первых, законодательно закрепляется возможность для работников социальной сферы получать заработную плату больше, во-вторых четко обозначается ее источник на уровне власти. Наконец-то можно будет прекратить этот "футбол", когда все требования бюджетников "муниципалы" отпинывали к республиканцам, а те в свою очередь к федералам. При этом сверху все запросы снова спускались вниз. Вот такой получался круговорот бумажных отписок.

Сегодня сложилась уникальная ситуация, когда давление на местную власть инициируется и снизу, и сверху. Населению предоставляется шанс разобраться хотя бы с низшей иерархией чиновников. В конце концов, рыба гниет с "головы", но чистят-то ее с "хвоста". Но чиновничество на местах раскусило эту ситуацию, и вырулило ее по-своему. Бюджетников удалось "натравить" на федеральную власть, и они бойкотировали концепцию. Элита всегда умело манипулировала народными массами в случае внутренних разборок. Митинг в Ижевске прошел на площади перед кинотеатром "Россия", вдали от здания правительства, президентского дворца, Госсовета, тогда как должен был состояться непосредственно перед окнами республиканского начальства.

Будь республиканский бюджет в руках рачительных хозяев, они бы смогли найти способы поднять бюджетникам заработную плату, не получая при этом дополнительного финансирования из федеральной казны. Всё дело в рациональном использовании имеющихся у республики средств. Всего-то и надо изыскать порядка полутора миллиардов рублей в год, чтобы повысить зарплату 160 тысячам бюдженикам в Удмуртии. Как это можно сделать? Посмотрим.

Но сначала оговорим один принципиальный момент: по большому счету люди нуждаются не в самих деньгах, а в повышении уровня жизни, которое заключается во вполне конкретных вещах, таких, как хорошее питание, благоустроенное жилье, здоровье. Каждую эту проблему можно решить в отдельности.

Накормить работников бюджетной сферы республике вполне по силам. Так, в частности, в бюджете ежегодно закладываются сотни миллионов рублей на поддержку сельского хозяйства. Деньги выделяются хозяйствам в виде прямых дотаций на приобретение сельхозтехники, повышение плодородия и так далее. Такие вливания без увязки с количеством и качеством произведенной продукции неэффективны. Но схема удобна самим чиновникам, поскольку создает условия для разворовывания средств.

Во всем мире используют другую систему дотирования сельхозпроизводителей - через государственные закупки продуктов по высоким ценам. Около четырехсот миллионов рублей необходимо направить на приобретения продуктов: молока, мяса, муки, яиц и т. д., произведенных в Удмуртии, для нужд медицинских и образовательных учреждений. Это и будут дотации на питание бюджетнков. Тем самым мы убиваем сразу двух зайцев. Учителя и врачи будут сыты, а крестьяне перестанут бедствовать, поскольку получат крупные госзаказы на поставку своей продукции в школы и больницы. А уж персонал этих учреждений будет обязан разобраться с тем, чтобы в столовых не воровали, а готовили полноценные бифштексы. Можно предусмотреть не только бесплатное питание бюджетников в столовых, но и выдачу продуктовых наборов на детей.

Далее, жилищная проблема. В бюджете республики на 2003 год по статье строительство предусмотрено 900 млн. рублей. При этом список строек не определен, то есть неизвестно, что Удмуртия собирается строить и для чего. В результате президент бухнет эти деньги на цирк или на новый дворец, тогда как все эти средства можно отдать бюджетникам в виде государственных жилищных сертификатов. На них они смогут приобрести новое жилье или отремонтировать старое. А вся сумма в любом случае уйдет в строительную отрасль и будет способствовать развитию жилищного строительства.

Дать бюджетникам возможность укрепить свое здоровье можно также за счет республиканских бюджетных средств - путем бесплатного предоставления путевок санаторно-курортного лечения. Для этого бюджет Министерства здравоохранения необходимо в большей степени переориентировать на профилактику болезней, а не на их лечение. Целесообразно создать удмуртский фонд здоровья и консолидировать в нем все средства, которые могут выделить на эти цели другие ведомства, такие, как Министерство социальной защиты, и страховые фирмы. Совместными усилиями в пределах бюджета на эти цели вполне можно выделить порядка нескольких сотен миллионов рублей.

Вот уже и набирается более миллиарда рублей, которые можно направить на реальное повышение уровня жизни работников бюджетной сферы, притом не в ущерб представителям других профессиональных групп. Значительный социальный эффект достигается лишь за счет правильного вложения средств. При этом надо учитывать, что принимать во внимание запросы всей огромной армии бюджетников нельзя. Бюджетник бюджетнику рознь. В эту категорию входит и паразитическая часть чиновничества. От этого балласта необходимо освобождаться, общество не может более брать на себя содержание этих паразитов. Сокращение бюрократического аппарата органов власти, экономия затрат при исключении всех бесполезных мероприятий министерств и ведомств может высвободить огромные суммы средств.

А вы спрашиваете - что делать? Поле действий имеет вполне четкие границы и формы.

Ирина МИРОЛЮБОВА
|Оглавление|

   Лента новостей


Погода в Ижевске

Либеральная Россия
 
     Webmaster
UdmExchange. Сеть обмена баннерами.