Либеральная Удмуртия
* ОБЩЕСТВЕННО - ПОЛИТИЧЕСКАЯ ГАЗЕТА * ОБЩЕСТВЕННО - ПОЛИТИЧЕСКАЯ ГАЗЕТА * ОБЩЕСТВЕННО - ПОЛИТИЧЕСКАЯ ГАЗЕТА *
N 41 Пятница * 12 декабря 2003г. издатель ООО "РГ"Ижевск Вечерний" Письмо





N 12 Оружейная афера Удмуртии, о которой власть молчит уже 9 лет...
N 11 "Диагноз" власти
N 10 Нападение на Кандидата в депутаты Госсовета УР
N 9 Так началась война...
N 8 Волков продемонстрировал свои президентские мускулы, а Удмуртия заплатила за это 300 млн. долларов...
N 7 Президент Удмуртии нарушил присягу и Конституцию
N 6 "Список Офицерова" (продолжение)

Ваш E-mail



Поиск
на Либеральной Удмуртии на Яндексе
Наши партнеры
Ресурсный центр поддержки НГО
Rambler's Top100

The List of Russian Web Servers WebList.Ru
  

ВМЕСТО МИНИСТЕРСТВ - ПОЛИТИЧЕСКИЕ ШТАБЫ ВО ГЛАВЕ С ЧРЕЗВЫЧАЙНЫМИ КОМИССАРАМИ

Когда вы развернете этот номер "ЛУ", исполнится ровно год, как было принято решение реформировать административную систему России. И, по большому счету, успех административной реформы - это последний шанс Путина доказать, что вообще возможна модернизация страны с помощью... спецслужб.

Установлено, что на взятки чиновникам ежегодно тратится 37-40 млрд. рублей, что равно примерно половине всего федерального бюджета. Такой коррупционный налог, равный 10 процентам валового продукта страны, наша экономика может вынести только тогда, когда она находится в относительно тепличных условиях. Однако, только чуть ухудшится экономическая ситуация, нынешняя порочная административная система станет опасной для самой власти.

Так вот, уже год как бы "ремонтируют" государственный механизм, но, судя по реальным результатам, пока что чиновники только приступают к этому ремонту. Потому что главным в президентской концепции административной реформы была задача "преодолеть разрыв между властью и обществом", но за 2003 год этот разрыв не то что не сократился, он даже стал больше...

Хотя Путин поставленные перед своим аппаратом задачи не поменял и даже перед самыми думскими выборами снова подчеркнул: "Нужно сократить наконец участие государства в экономике и регулировании рынка, ликвидировав тем самым источник избыточного администрирования, ставшего питательной средой для коррупции".

Касьянов не хочет сокращать аппарат

Путинский аппарат предлагает правительству изменить порядок, при котором один и тот же орган власти устанавливает правовые нормы и сам контролирует их исполнение. Другими словами, президентская администрация хочет создать совершенно новую структуру федеральных органов исполнительной власти с принципиально новым набором министерств и ведомств и четким разграничением между ними функций и полномочий. Ясно, что главная задача - ослабить правительство как самостоятельную единицу власти, понизить статус премьера.

Кремлевский вариант реформы предполагает сформировать органы исполнительной власти по функциональному признаку. Министерства должны превратиться в политические штабы реформ по тем или иным направлениям, и во главе будут стоять не профессиональные чиновники, а... политики! Соответственно многочисленные отраслевые министерства - например, Министерство транспорта, Минатом или Минсельхоз - вообще исчезнут как класс. А основу и наиболее многочисленный отряд федеральных органов составят службы, агентства и надзоры.

Второй компонент реформы по-кремлевски - разграничение полномочий между уровнями власти, поскольку на сегодняшний день, уже по мнению правительства, центральные и местные власти "чрезмерно пересекаются". Решением этого вопроса давно занимается, между прочим, комиссия под руководством зам. главы президентской администрации Дмитрия Козака.

А вот Касьянов видит административную реформу по-другому. Он предлагает создать новую систему государственной службы. Например, он не хочет серьезно сокращать госаппарат - хотя бы потому, что на месте многих нынешних министерств и ведомств появятся не одно и не два федеральных агентства или службы. Кроме того, в касьяновской концепции административной реформы говорится, что существует "недостаточность государственных функций" в отдельных сферах конституционной ответственности исполнительной власти. Из этого вытекает, что, наряду с отказом государства от ряда функций госрегулирования, взамен появятся некие новые функции и полномочия, а значит, и реализующие их структуры власти.

Касьянов - президент, а Явлинский - премьер...

Но даже полномасштабная реорганизация всей системы органов исполнительной власти, четкое разграничение между ними полномочий и введение новых принципов оплаты труда чиновников вряд ли изменят неформальные "правила игры" и образ мышления нашей элиты, которые как раз и лежат в основе работы всего государственного механизма.

Главной проблемой административной реформы является не очередная реорганизация формальной системы госвласти, а изменение реальных, часто теневых принципов ее работы. Сегодня сращивание власти и бизнеса, клановость, протекционизм, банальная коррупция, привычка не платить налоги и уровень жизни чиновников, не соответствующий официальной зарплате, - тоже стали системой. И без уничтожения таких "традиций" госмашины система по сути останется прежней.

Михаил Касьянов любит подчеркивать, что административная реформа заключается в реорганизации всей системы исполнительной власти, а не только самого правительства. Но хочешь не хочешь, а создание нового правительства неизбежно. И вопрос уже упирается не в эффективность его работы, не в саму реформу, а в то, кто возглавит это правительство, какое место оно будет занимать в системе власти и кто и какие места в нем будет занимать. По другому - как сложатся отношения между различными фракциями элиты.

Не случайно касьяновский план административной реформы четко делится на два этапа, и практическая его реализация намечена на 2004 год. На этом же, уже завершающемся этапе у Касьянова только "анализ", "классификация", "выявление", "разработка предложений" и "подготовка рекомендаций". Отчего же такие оттяжки? Просто Касьянов ждет марта 2004 года, когда состоятся президентские выборы, после которых, в соответствие с Конституцией, правительство должно уйти в отставку. И скорее всего после этой отставки сам Касьянов может не вернуться в правительство, а завершать административную реформу будет другой премьер-министр. Или наоборот. Касьянов выдвинет свою кандидатуру на этих выборах и выиграет, и тогда всё равно он и будет заканчивать реформу вместе с новым премьером, которым в этом варианте будет, без сомнения, Григорий Явлинский... Во всяком случае, очень влиятельная группа российской элиты рассматривает Касьянова как вполне реального и успешного конкурента Путину.

А останется ФСБ и ее "питомцы"

Весь год из-за этой тлеющей административной реформы кабинет министров работал в режиме "временного правительства". Многие министры, их заместители и просто министерские чиновники понимают, что 2004 год может поставить крест не только на их личном карьерном будущем, но и на судьбе целых министерств и ведомств. Уже в мае 2004 года могут исчезнуть не только некоторые "отраслевые" министерства, но еще и Минфин, МВД, Министерство по налогам и сборам, Министерство экономического развития и торговли, Государственный таможенный комитет, Госстрой. Статус министерств могут утратить Минпечати, Минимущества, Министерство природных ресурсов, Минсвязи, Минтруда, Минэнерго.

Что же останется? А останется ФСБ и ее питомцы, делегированные в "агентства" и "службы надзора". И во главе этих "контор" будет уже и не премьер-министр по статусу, а "смотрящий" за "конторами", причем тоже и обязательно - выходец из спецслужб. Например, Виктор Иванов.

Административная реформа - это последняя возможность для Путина продемонстрировать свою реформаторскую состоятельность. Так как до сих пор ему не удалось решить ключевую задачу, стоявшую перед ним в момент прихода к власти: обновление элит, смена поколений в российской политике - до сих пор составляют главный "запрос" граждан к президенту. Но как он пытается его исполнить? Так, как его учили в высшей школе КГБ. Оперативно-следственными методами. И всё отчетливее видится новый образ правительства - политические штабы по народному образованию, здравоохранению, промышленности и финансам, с чрезвычайными комиссарами во главе.
Григорий СОЛДАТОВ

|Оглавление|

   Лента новостей


Погода в Ижевске

Либеральная Россия
 
     Webmaster

InterReklama