Либеральная Удмуртия
* ОБЩЕСТВЕННО - ПОЛИТИЧЕСКАЯ ГАЗЕТА * ОБЩЕСТВЕННО - ПОЛИТИЧЕСКАЯ ГАЗЕТА * ОБЩЕСТВЕННО - ПОЛИТИЧЕСКАЯ ГАЗЕТА *
N20(20) Пятница * 8 ноября 2002г. издатель ООО "РГ"Ижевск Вечерний" Письмо






Поиск
на Либеральной Удмуртии на Яндексе
Наши партнеры
Ресурсный центр поддержки НГО
Rambler's Top100
  

Как "валяют Ваньку" в удмуртском Госсовете

Гражданское детство, вынянченное еще депутатским корпусом второго созыва, продолжало и на этот раз, 29 октября на открывшейся 27-й сессии Госсовета, пускать пузыри, аукать и мусолить соску республиканской "независимости" до полных октябрьских сумерек в парламентском зале заседаний.

Конечно, еще раз вспомнил, что неплохо бы взять со своего депутатства "хоть шерсти клок", "единственный вождь" Удмуртии Виктор Хорошавцев. Балкамнефть потихоньку "горит синим пламенем". Пока 1900 скважин компании еще качают удмуртскую нефть, но Министерство природных ресурсов РФ уже подало (22 октября) иск в Арбитражный суд Москвы на правительство республики и Транснефть за то, что последние не выполняют решения федерального ведомства (7 октября 2002 года) об аннулировании лицензий, полученных Белкамнефтью незаконным путем. Председатель фракции "Единство" ненавязчиво, но с нажимом предложил Госсовету осудить Минприроды РФ и быстренько сочинить парламентское обращение ни больше ни меньше как... к премьер-министру России Михаилу Касьянову и полпреду в Приволжском федеральном округе Сергею Кириенко. Занятная комбинация с расстановкой сил получилась в нашем парламенте, когда Александр Волков получил столь желанное президентство и ушел из Госсовета. Теперь его роль здесь исполняет не официальный начальник депутатского корпуса Игорь Семенов, а Виктор Геннадьевич Хорошавцев. Практически любое решение, созревшее и высиженное в кабинете генерального директора Белкамнефти, депутаты принимают безоговорочно. Так было и на этот раз. Плачущим голосом "большевика" заместитель Хорошавцева и депутат по совместительству Олег Кузьменко обратился к парламенту со слезной просьбой "спасти население и бюджеты десяти районов Удмуртии" от неминуемой гибели ввиду такого бесчеловечного решения московских чиновников, злонамеренных по отношению к Белкамнефти.

Но в патриотический нокдаун отправил депутатов, конечно, "не плачущий Кузьменко", а нарочито бодрящийся и с деланым усилием пожимавший перед началом заседания руки депутатов сам Александр Волков. Металл государственности звучал в его голосе, когда он определял цену этому событию: "Месячный простой второй по величине нефтедобывающей компании Удмуртии грозит бюджетам всех уровней потерей 325 миллионов рублей". При этом "железный государственник" Волков забыл, что лицензионное мошенничество (по существу!) принесло убытки государственной казне почти в 1 миллиард долларов!!!

Но для удмуртского президента этот миллиард слишком гипотетическая цифра, казенная, и, значит, не своя... И он по-прежнему считает, что "... за решением российского Минприроды кроется желание поменять собственника нефтедобывающей компании". Волков меркантильно вывел такую формулу местного интереса: раз 34 процента акций Белкамнефти принадлежит (как бы!) Удмуртии, то любые изменения (а именно: устранение Хорошавцева из руководства компании) в статусе Белкамнефти республике невыгодны. Конечно же, после этой гневной филиппики в адрес московских врагов "удмуртские парламентарии горячо поддержали обращение нефтяников". А наиболее "горячие" депутаты, верноподданически глядя в президентские глаза, потребовали от Волкова "подать в суд на правительство России(?!) за то, что то покусилось на святая святых - бюджет Удмуртии - "экономическую конституцию нашей республики", как выразился один из госсоветовских сидельцев. На что Волков, воодушевившись, заявил: "Я уже два раза поднимал вопрос о Белкамнефти на совещаниях в российском правительстве. И это дело я так не оставлю". Хорошавцев от таких слов стал прямее держать спину, но глаза по-прежнему оставались потухшими. Виктор Геннадьевич хорошо понимал, что если "там" решили, никакой Волков, никакое обращение Госсовета не поможет. И потом, в Удмуртии уже был подобный прецедент. Почти по такому же сценарию была лишена лицензии на нефтедобычу "Удмуртгеология". Да еще штраф заплатила, размер которого и сделал геологов практически банкротами. Белкамнефть сегодня катится по тем же самым рельсам, ведь помимо Минприроды, чей иск, как я писал, уже в московском арбитраже, в этот лицензионный скандал вмешалось еще и Министерство по антимонопольной политике. Две недели назад начальник территориального управления по Удмуртии Максим Маренников подал в суд свой иск. Иск Белкамнефти удмуртскому правительству о нарушениях федерального антимонопольного законодательства.
Распалясь, депутаты "до кучи" обратились еще и к Геннадию Селезневу и Сергею Миронову. Ну, это понятно. Потому что премьеру Касьянову это "удмуртское обращение" вообще по барабану, ну а полпред Путина в ПФО Сергей Кириенко - сам один из организаторов изъятия этих лицензий... Медленно остывая, парламентарии перешли к гимновому маразму, о котором я уже писал в предыдущем номере "ЛУ", поэтому еще раз травить читателя этим госсоветовским дустом не буду. Из чистой гуманистической жалости. Скажу только, что редактированием текста этого гимна специальная конкурсная комиссия парламента занималась всё лето (?!) и за это время получила еще восемь новых вариантов!!! Поистине, болезни мозга стали в республике в один ряд с сердечно-сосудистыми, а также с самоубийствами...

И, как бы следуя этой клинической логике, депутаты, наскоро перекурив в перерыве, принялись за обсуждение еще одной целевой программы - "Онкология - 2003-2006 годов". Раковые заболевания в Удмуртии, конечно, тема трагическая. Мы среди лидирующих регионов России в этом печальном рейтинге. В республике более двадцати тысяч больных раком. Прирост онкологических заболеваний у нас просто шокирующий - в два раза выше, чем в среднем по стране! Поэтому не хочется и писать о том, что наши государственники хреновы который год не могут достроить новый республиканский онкологический диспансер. Хотя с президентским дворцом ух, как шустро управляются. И этот шестьдесят один миллион рублей, что выделяется по онкологической программе на строительный финиш диспансера, не то, чтобы весьма мал, а то, что и он полностью не будет получен. Нет денег. Но для чего тогда этот парламентский спектакль и скорбные депутатские лица при обсуждении "ракового" вопроса? И ведь никто из них, уже четвертый год протирающих штаны на депутатских скамьях, не встал и не сказал: "Давайте сократим расходы по строке "госуправление" на миллионов 100 и отдадим их онкологическому центру!". Нет, сидят, потеют, что-то толкают в микрофоны про "мы тут избирателей Удмуртии представляем и должны...". Никого они здесь, кроме себя, не представляют, себя и своих интересов, и "должны" они только одно - переизбраться снова в апреле 2003-го года. Не дай Бог, конечно...
А "товарищ Кокорин" работает в Госсовете, как сапер. Медленно, но старательно прокладывает подземные коммуникации, строит блиндажи и доты. Он готовится к стратегическому отступлению с госсоветовских высот. Теперь его новая линия карьерной обороны называется "права человека". Еще на прошлой сессии деятельный Михаил Константинович организовал депутатский опрос на предмет введения в Удмуртии новой хлебно-бюрократической структуры - уполномоченного по правам человека. Будучи внимательным юристом и председателем постоянной комиссии Госсовета по законности, общественной безопасности и правам граждан, он вычитал в федеральном законе, что и регионы РФ имеют такую возможность - вводить у себя должности уполномоченных по правам человека, подобные федеральному аналогу. Иметь, пусть и в уменьшенной копии аппарат, который сегодня возглавляет небезызвестный "борец с привилегиями" Олег Широков. Но все дело в том, что российский закон не заобязывает регионы создавать такие, а только рекомендует. А это значит, что уполномоченный может в Удмуртии быть, а может и не быть... Вот Татария такого уполномоченного имеет. Согласился с таким же блюстителем гражданских прав в своей области и пермский губернатор Юрий Трутнев. А Удмуртия, как, впрочем, и десятки других российских регионов, в том числе и соседние, припозднилась. Вот Михаил Константинович и решил "подогреть" этот "уполномоченный" вопрос.

После сдачи доспехов оппозиционного рыцаря и грозного сокрушителя властных республиканских авторитетов в госсоветовскую камеру хранения образ Кокорина как защитника демократии в Удмуртии изрядно потускнел и обветшал. Конечно, взамен был получен солидный парламентский пост, материальные блага и... презрение бывших соратников по борьбе с административным беспределом в Удмуртии. Очень быстро прозорливый Кокорин нашел, что золотые времена региональных парламентов заканчиваются. Бывший прокурорский работник уже наверняка знал, что федеральный центр запланировал со временем свести функции местных законодательных собраний лишь к роли передаточного механизма федерального колеса. А как вполне приличный юрист, понимал, что закон, как и природа, не терпит пустоты. Что игры в республиканскую независимость когда-то всё равно закончатся. В стране должен быть один закон - федеральный, один Президент - федеральный и одно правительство - федеральное. Не говоря уже о парламенте, который и закладывает законные основы этому федерализму. Федерализму без кавычек, потому что пока были эти кавычки, был правовой бардак, были опереточные "президенты", "правительства" и "парламенты".
Кокорин сделал очень правильный вывод: выживут и останутся только те чиновники, которые научатся и будут подчиняться центру. Подчиняться беспрекословно. А поскольку все хлебные чиновничьи посты были уже заняты, то надобно создать новые! Вот тут и подоспели рекомендации федерального закона об уполномоченных по правам человека в регионах. Достаточно примитивный анализ сразу же выявил несколько очевидных "плюсов" такой должности. Во-первых, ни за что не отвечаешь. Ты только как бы требуешь. Требуешь от чиновников, чтобы не нарушали международные конвенции, родную конституцию, сотни бесполезных и противоречивых федеральных законов, когда один закон утверждает какие-то права российского гражданина, а другой - отнимает их. Очень удобно. Пригрозил чиновнику, опираясь на закон, а чиновник и ухом не повел, тоже, кстати, по закону. В глазах народа чиновник - гад, а Кокорин - герой и защитник... Во-вторых, Михаил Константинович хочет быть не просто уполномоченным по правам, а государственным чиновником, чей пост приравнен статусу... вице-премьера республиканского правительства! Ай да молодца, товарищ Кокорин! Знай наших, не просто должностишку там себе сочинить, а полное вице-премьерство... Миронову такое даже и в голову не могло прийти - попроситься к Касьянову в заместители, а вот Михаил Константинович сподобился. Замечательная вообще у экспрокурора способность к мимикрии. "Беззаконие и безнаказанность чиновников и руководителей сократятся после того, как все они попадут под "общественный колпак" уполномоченного", - почти как в былые времена "диссидентства" заявляет сегодня Кокорин. Видимо, сильно увлекшись и не понимая того, что его "общественный колпак" обнаглевшему чиновнику "до лампы". Ему, чиновнику, надобно бы уголовно-процессуальный колпак, тогда он, может, чего и поймет. Поймет: где - своё, личное, а где - государственное. Да и сам ведь Кокорин станет чиновником. И теперь с ним будут улаживать свои дела и делишки проштрафившиеся чиновники. Значит, очень выгодная эта синекура - уполномоченный по правам с полномочиями вице-премьера.

Спешу сразу сообщить читателю, что вопрос об этой чиновной халяве так и остался не проголосован - как ни старался, а кворума для Кокорина не собрали. А вообще-то депутаты так и не поняли, хотя Кокорин очень и старался быть убедительным, чем же всё-таки будет заниматься в Удмуртии такой уполномоченный по правам. Потому что все аргументы самого Кокорина были насквозь прокурорскими. То есть всё, что, по мнению проектанта, должен бы делать уполномоченный, давно прописано в должностных функциях и обязанностях... прокурора. Нарушается закон о гражданских правах - по закону немедленно должен последовать протест прокурора, затем следующая цепь мер и шагов правоприменительного характера. Вот и всё. Вот и всё. А больше и нечего сказать об этой сессии, которая продолжит свои парламентские страдания 19 ноября. Вот чем занимаются господа народные защитники. Один защищает свой нефте-бизнес, другой сочиняет себе хлебную должность на будущую "бедность", а все вместе - "Ваньку валяют". И конца этому не видно, а только начало. Начало новой избирательной кампании - уже в Госсовет четвертого созыва...

Михаил ОФИЦЕРОВ

|Оглавление|
   Лента новостей


Погода в Ижевске

Либеральная Россия
 
     Webmaster