N 5(5) Пятница * 26 июля 2002г. | издатель ООО "РГ"Ижевск Вечерний" |
|
Хотели как лучше... Как школе-интернату Министерства культуры Удмуртии прожить неизвестно на что? Культура в родимом Отечестве субсидируется по остаточному принципу: сначала бюджетные средства тратят на промышленность, потом на армию, образование и медицину, затем на сельское хозяйство и уже потом, после того как облагодетельствуют все сферы человеческой деятельности, оставшиеся деньги отдают культуре. Если, конечно, они останутся. Остаточный принцип по отношению к культуре - явление не только российское, оно характерно для всего мирового сообщества. Хорошего в нем мало, но приходится с этим мириться - вряд ли мы потратим деньги на поход в кино, если в доме нет продуктов. И всё же культура борется за свое существование. С помощью богемы и других представителей творческих специальностей. Порой заметный вклад вносят и чиновники, руководящие культурой. Например, в 1987 году настойчивость А.П.Сидоровой, возглавлявшей тогда Минкульт Удмуртии, вынудила правительство УР специальным постановлением создать спецкласс с музыкальным уклоном для одаренных детей республики. Само собой, для музыкального народа Удмуртии этот спецкласс - капля в море потребности самовыражения. И вскоре класс преобразовали в школу-интернат с музыкальным уклоном. Сегодня в ней учится 90 детей со всех районов республики. Конкурс при поступлении - 5,5 человека на место. Безусловно, наличие такой специализированной школы - дело полезное и благодарное. Вряд ли кто-нибудь из налогоплательщиков станет возражать против существования этого интерната. Однако идиллия, задуманная пятнадцать лет назад, на деле обернулась яркой иллюстрацией знаменитого высказывания Виктора Черномырдина: "Хотели как лучше, а получилось как всегда". Судите сами. Содержание одного ученика обходится нашей казне в 3,5 тысячи рублей. Безумно мало, если учесть, что суточный рацион ребенка в этой школе оценивается в 42 рубля. Что тоже, мягко говоря, не роскошь - можно ли на такую сумму обеспечить трехразовое питание для подрастающего организма? Разумеется, руководство интерната из кожи вон лезет, чтобы выкрутиться из этой ситуации. Помогают и родители учеников, снабжающие интернат овощами со своих огородов. Пока голодных обмороков у учеников не было, но, побывав в интернате, понаблюдав за питомцами, могу заявить как очевидец, что упитанных детей среди них я не видел. И хотя поговорка утверждает, что голодное брюхо к ученью глухо, дети охотно работают на репетициях, есть в них неподдельная тяга к выбранной стезе. Но и на этом пути их подстерегают преграды. Самая мощная из них - износ музыкальных инструментов, особенно народных. Те, на которых сегодня учатся дети, педагоги интерната иронично называют дровами. Не нужно быть музыкантом, чтобы понять, что, когда к инструменту подходит несколько исполнителей, он изнашивается быстрей. Обзавестись персональным инструментом может не каждый ученик. Для сравнения приведу некоторые расценки: домры и балалайки стоят сегодня от 30 тысяч рублей каждая, баян - от 300 тысяч, рояль - от полутора миллионов. Еще прошлой осенью дирекция интерната вынесла вопрос о приобретении новых инструментов на обсуждение Министерства культуры. В интернате уже закончился очередной учебный год, а там всё еще обсуждают, где взять денег на их покупку. Оказывается, наши чиновники от культуры, составляя бюджет министерства на текущий год, забыли (а, может быть, проигнорировали?) внести в него статью на приобретение музыкальных инструментов для интерната. Во как! Почему же мне как налогоплательщику не злиться на таких радетелей культурных очагов, окопавшихся в министерстве? Особенно если вспомнить пример наших соседей из Марий-Эл. Там тоже есть подобный центр обучения одаренных детишек и тоже ощущается нехватка денежных средств. Однако марийские руководители культуры, в отличие от наших, ловят мышей: они добились у своего правительства отправки в Москву двух вагонов еловой древесины, а там, в первопрестольной, на музыкальной фабрике из нее изготовили гусли и виолончели, которые и направили марийским ребятишкам. Кто мешает нашим чиновникам использовать опыт марийских коллег? Или в Удмуртии лес перестал расти? Я думаю, что желания у наших чиновников нет, да и совесть у них, похоже, атрофировалась, превратилась в рудиментарный отросток, не влияющий на их существование. Директор интерната Нина Устюгова с завистью в голосе рассказывала мне о японских скрипках, на которых учатся играть дети в аналогичных центрах Якутии и Ханты-Манси, сетовала на неполное финансирование (например, в текущем учебном году интернат недополучил 160 тысяч рублей на зарплату педагогам), сожалела о незаконченной реконструкции здания интерната - ограда ветхая, нет своего концертного зала, без которого как без рук. Словом, делилась проблемами, характерными для руководителей практически всех уровней, - не выделяют положенных средств. Журналисты уже привыкли к подобным картинам, но здесь особый случай. За счет внутренних резервов достигнут высокий процент (более 90) поступления выпускников школы-интерната в музыкальные училища и консерватории. Безусловно, в этом огромная заслуга педагогов В.Я.Митрофанова (руководитель капеллы мальчиков "Ингур"), О.Е.Густеневой, А.С.Замараевой (заместители директора), И.М.Вахрушевой (теория музыки), В.С.Гулина (класс балалайки), В.Е.Зубкова (класс баяна) и других. По существу педагоги школы-интерната совершают гражданский подвиг - на фоне недовыплат зарплаты, на изношенных, исчерпавших свой ресурс инструментах дают детям качественные знания и закладывают в них профессиональные навыки. Количество учеников, поступивших после окончания школы-интерната в другие учебные заведения, наглядно свидетельствует о высокой квалификации педагогов. Подведем черту. Открыв школу-интернат, республика создала своеобразный плацдарм, призванный в первую очередь повышать престиж Удмуртии. И это хорошо. Однако, сказав "а", республика не торопится произнести "б", забыв об этом плацдарме, а по существу отмахиваясь от его проблем, предоставив школе-интернату выживать самостоятельно. И это очень плохо. Сегодня, благодаря самоотверженной работе дирекции и педагогического коллектива, школа продолжает выполнять свою основную функцию - готовить юных музыкантов к тяжелой сценической жизни. Но очевидно, что, исчерпав внутренние ресурсы, без помощи извне, школа снизит качество обучения, что в принципе сделает бессмысленным само ее существование. И именно сегодня Министерству культуры и правительству Удмуртии необходимо повернуть головы к нуждам этого центра обучения - проще предупредить болезнь, чем лечить ее. Жители республики вправе знать, как тратятся деньги, собранные с них в виде налогов. Содержание музыкальной школы-интерната - один из видов этих трат. И коль скоро мы, налогоплательщики, поддерживаем идею существования этой школы, то вправе требовать ее полного субсидирования. Острота такой постановки вопроса обосновывается тем, что речь прежде всего идет о детях. А экономить на детях - значит лишать республику будущего. Трагичность момента состоит еще и в том, что дети, обучающиеся в этом центре, в основном уроженцы сельских местностей. Вырванные из естественной среды обитания, оторванные от своих корней, за 8-10 лет обучения они теряют крестьянские навыки, а значит, должны получить взамен высококачественные знания и мастерство, чтобы выжить в нашем безумном мире. А о каком качестве учебы может идти речь, если детям вскоре и учиться-то будет не на чем? От редакции. На основании закона РФ "О средствах массовой информации", просим министра культуры УР Л.И.Пескишеву разъяснить: будет ли музыкальная школа-интернат Министерства культуры УР для одаренных детей республики финансироваться в полном объеме и если да, то в какие сроки? Просим считать данную публикацию официальным редакционным запросом со всеми вытекающими из него полномочиями.
ВЫЖИВЕТ ЛИ "МИРАС" В УДМУРТИИ? Но то есть "большая политика", которая формируется в Кремле. На местах же национальная политика складывается подчас из чиновничьего безразличия, боязни ответственности, амбиций, наконец. Удмуртия, внешне отвергая националистические проявления, благодаря своим горе-чиновникам демонстрирует печальный пример ущемления прав национальных меньшинств. Это хорошо видно на примере татарского народного ансамбля "Мирас" ("Наследие"). Татарская диаспора в нашей республике насчитывает около 120 тысяч человек. Нация не титульная и не доминирующая, но, согласитесь, вносящая большой вклад в экономическую и духовную жизнь Удмуртии. Именно для того, чтобы сохранить и развить культурные ценности своего народа, почти три года назад в Ижевске был создан татарский профессиональный ансамбль песни и танца "Мирас" под руководством Ахматнура Гадальшина. Костяк ансамбля составили известные музыканты: заслуженный деятель искусств УР, композитор Раиф Балагутдинов, заслуженная артистка Татарстана Флюра Хурматова, лауреат международного конкурса скрипачей Виктор Левитский, лауреат международного конкурса баянистов Ильгиз Шакиров, заслуженный работник культуры УР, балетмейстер Вакас Нуриев и другие талантливые исполнители. Всего 22 человека. В мае 2000-го года состоялась презентация ансамбля. В его репертуаре - песни татарских композиторов-классиков, современных авторов, лучшие образцы татарского музыкального фольклора, уходящие своими корнями к истокам народного творчества древней Булгарии. "Мирас" пропагандирует народные, классические и современные танцы татарского и тюркских народов. На сегодняшний день молодой ансамбль уже стал желанным гостем на празднествах, проводимых в Удмуртии и в соседних регионах. Выступления "Мираса" всегда вызывают живые, положительные отклики зрителей и специалистов. Казалось бы, радоваться нужно, что у татарской общины в Удмуртии наконец-то появился свой высококвалифицированный художественный коллектив, достойно представляющий республику на российских фестивалях. Однако с самых первых дней основателям "Мираса" приходится ломать голову, на какие средства содержать ансамбль. Всё это время его участники работают исключительно на энтузиазме, из любви к искусству, и искреннее недоумение вызывает у них безразличие наших властей к национальной культуре. Проявляется это в упорстве, с каким ижевские власти отказывают коллективу ансамбля в присвоении официального статуса. Последние полтора-два года А.Гадальшин только и делает, что обивает пороги мэрии, прося для "Мираса" муниципального статуса, что облегчило бы существование ансамбля. По крайней мере оплачивался бы труд певцов и танцоров. Дошел Гадальшин до бывшего главы Городской администрации Салтыкова, который его обнадежил, но вдруг неожиданно уехал из Ижевска. Его преемник - В.Балакин - во время предвыборной кампании также обещал свою поддержку коллективу "Мираса" в обмен на голоса во время выборов. Сегодня, по уверению Гадальшина, он напрочь забыл о своих обещаниях. Понятно, что с присвоением ансамблю муниципального статуса из бюджета города придется выделять суммы на полное либо частичное его содержание. Но руководитель "Мираса" не просит город содержать ансамбль вечно. По его словам, необходимо около одного миллиона рублей для выплаты заработной платы артистам и на пошив костюмов, которые сегодня берутся в аренду. Дальнейшие средства коллектив сможет заработать сам, давая концерты в Удмуртии и за ее пределами. Достаточно заметить, что в соседних с республикой регионах проживает более 4 миллионов татар, охотно посещающих концерты национальных коллективов. Излишне напоминать, что стабильные доходы предполагают и стабильную выплату сопутствующих налогов. Гадальшин разводит руками, недоумевая, почему городские власти отказываются от "курицы", несущей золотые яйца. Вообще стоит заметить, что татарская культура в Удмуртии представлена крайне слабо: нет национального театра, время республиканского телевизионного вещания в последнее время сокращено с 40 минут до 25 в неделю, уменьшено и радиовещание, не видно национальных газет. На фоне такого спада появление "Мираса" должно не просто приветствоваться властями, но и всемерно поддерживаться. Но увы. Подобное отношение порождает не очень приятные для чиновников вопросы. Например, для чего нашей республике Министерство по национальной политике, если интересы национальных меньшинств, в частности татар, ущемлены в части культурного развития? Сабантуи - это лишь малая часть обширной палитры татарской культуры. Чем же можно объяснить нежелание городских властей от культуры пойти навстречу коллективу "Мираса"? Навряд ли отсутствием денег в бюджете. Скорее всего отсутствием желания вникать в проблему, брать на себя ответственность за нее. Обращение руководителей ансамбля в Министерство культуры за помощью также не нашло понимания. Министр, привычно сославшись на отсутствие средств, шаблонно развела руками. Гадальшин пришел к нам в редакцию. Свой рассказ о сложившейся ситуации он подытожил обиженной фразой: "На выборах за голоса они все горазды обещать, а на самом деле - им на всех наплевать". Я "примерил" эту формулировку на кандидатов в депутаты и согласился, что большинство из них - люди пустые. Но больше меня ошарашила позиция властей - налицо явная дискриминация по национальному признаку. Именно поэтому я и рассказал о "Мирасе" читателям. Я бы очень хотел, чтобы мой вывод был ошибочным, но реальность не дает мне согласиться с этим до той поры, пока кто-либо из господ "уполномоченных" не обратит внимание на ситуацию с ансамблем. Гиви НЕМСАДЗЕ |
|
  |
Webmaster |