Либеральная Удмуртия
* ОБЩЕСТВЕННО - ПОЛИТИЧЕСКАЯ ГАЗЕТА * ОБЩЕСТВЕННО - ПОЛИТИЧЕСКАЯ ГАЗЕТА * ОБЩЕСТВЕННО - ПОЛИТИЧЕСКАЯ ГАЗЕТА *
N 7(7) Пятница * 9 августа 2002г. издатель ООО "РГ"Ижевск Вечерний" Письмо






Поиск
на Либеральной Удмуртии на Яндексе
Наши партнеры
Ресурсный центр поддержки НГО
Rambler's Top100
  

Куда течет Белкамская нефть

В газете "Известия УР" № 99 от 17 июля 2002 г. заместитель председателя правительства УР В.Савельев попытался прокомментировать очередную атаку федеральных СМИ, которые не впервые пытаются поднять занавес над мглистой политической атмосферой республики. Заявляя, что он занимается не политикой, а экономикой, недавний комсомолец забыл известные слова Ленина о том, что политика - это концентрированное выражение экономики, ярким доказательством чему служит сама экономика Удмуртии, если таковая вообще имеется. К тому же познания вице-премьера в юриспруденции, как оказалось, еще слабее, чем в экономике и политике. Да и вообще, интеллектуальный уровень некоторых членов правительства, прошедших тщательную селекцию у Волкова, удручает. Действительно, закон обратной силы не имеет, но нарушения законодательства являются таковыми и через двадцать лет, даже когда прошел срок исковой давности. Ошибается Савельев и в том, что эти решения на тот момент никто не опротестовывал. Именно политические действия организатора этой самой крупной в истории Удмуртии нефтяной аферы - Волкова, накачавшего к тому времени административные мускулы, не позволили судам отменить противозаконные решения Госсовета. Считаю необходимым приподнять завесу тайны над этой аферой, поскольку, будучи в то время депутатом Госсовета, я оказывал ей активное противодействие.

Взаимоотношения Волкова с бывшим Верховным Советом, который после отставки Миронова в 1993 году назначил его председателем Совета Министров (вследствие сварливого характера нынешнего президента) очень быстро испортились. Мало того, рассерженный Верховный Совет сорвал тогда честолюбивые планы Волкова стать президентом, создав парламентскую республику. Однако лавры и популярность удельных князей соседних республик - Шаймиева и Рахимова не давали ему покоя. Относительно малочисленный Госсовет, к руководству которым Волков в 1995 году прорвался на весьма сомнительных правовых основаниях, оказался более покладистым. Воспользовавшись этим, Волков решил провести в республике реконструкцию власти таким образом, чтобы оказаться на ее вершине. Несовместимость этих намерений с Конституцией и законами России тогда его не смущала.

Однако он понимал, что только силой взять власть нельзя, для этого нужны огромные деньги. Являясь членом Совета Федерации, он мог ногой открыть любую дверь в Москве, но с пустым карманом - это был бы пустой номер. Московские чиновники не бессребреники. Для создания собственного, безраздельно преданного ему окружения, также нужны деньги. Чтобы дворня хорошо служила, ее нужно хорошо кормить. Одним кнутом не удержишь - разбегутся, а то и к врагам убегут, которых у него, слава богу, хватает. Из бюджета тоже много не возьмешь - он хорошо помнил взбучку, полученную от Президиума ВС в декабре 1994 г. за бюджетную помощь ТК "Арсенал" и "Неделе Удмуртии" (по 300 миллионов каждой). Деньги нужны собственные, подконтрольные только ему.

Выход был найден с помощью Хорощавцева. Молодой, честолюбивый предприниматель с 50 процентами личного капитала в ЗАО "АСПЭК", типичный представитель не брезгующего ничем российского бизнеса, предложил Волкову свой план. В результате в январе 1996 года по двум направлениям началось активное строительство новой финансовой структуры. Политика в лице Волкова и экономика под управлением Питкевича тянули единым локомотивом. Были созданы все условия для быстрого накопления начального капитала. Для этого с 11 января по 28 ноября 1996 года правительство издало 11 распоряжений, которыми обязало АО "Удмуртнефть" передать АСПЭКу, вместо платежей в бюджет, нефть на сумму 220 миллиардов рублей. Если Удмуртнефть налоги в бюджет выплачивала обычно деньгами, то АСПЭК, "оборачивая" нефть, возвращал материальными ресурсами. В представлении прокуратуры УР от 27.03.97 отмечалось: "В результате наценок на материальные ресурсы (нефть, нефтепродукты, медикаменты, минеральные удобрения и т. д.) бюджет республики несет реальные потери. Потребители, получающие материальные ресурсы в рамках бюджетных программ, не имея выбора в поставщиках, ставятся в кабальные условия. Для выплат в бюджет АСПЭКу предоставляются необоснованно большие сроки... В распоряжении ЗАО "АСПЭК" постоянно находятся десятки миллиардов рублей республиканских бюджетных средств. Это позволяет их использовать в качестве бесплатных кредитных ресурсов... а также беспроцентных кредитов для товарных сделок. Свои обязательства по договорам о поставках материальных ресурсов в рамках бюджетных программ выполняются недобросовестно". Передача нефти производилась также в счет бюджетных выплат сельским районам. При этом из районных бюджетов изымались средства, предназначенные на "выплату ежемесячных пособий на детей, на опекаемых детей, на содержание детских домов, интернатов, возмещение затрат, связанных с бесплатным и льготным предоставлением медикаментов и исполнением ФЗ "О ветеранах"". Не брезговали ничем. Рассчитывались векселями. В некоторые, особенно сельские организации вместо бюджетных денег для выдачи зарплаты поставлялось продовольствие - водка, вино, промтовары. Выдача зарплаты в таких организациях производилась через торговую сеть по чекам или спискам. Так, в ПФК "Тойма" Алнашского района было выдано в счет зарплаты работникам с августа по декабрь 1996 года 1050 бутылок водки и 279 бутылок вина, поставленных вместо бюджетных денег. Всего таких поставок было произведено более чем на миллиард неденоминированных рублей.

В результате этих махинаций бюджетная нефть на сумму более чем 220 миллиардов рублей дала товарооборот в полтора триллиона рублей (акт ревизии, проведенной по представлению прокуратуры УР в 1996 г.), а в сейфах АСПЭКа тогда осело около 200 миллиардов рублей дохода. Хорошавцев с благодарностью не задержался. Госсовету вне плана было переброшено 500 миллионов рублей (платежное поручение № 20/191 от 28.11.96 г.), использованных впоследствии для защиты в Конституционном суде провалившегося закона "О системе органов государственной власти в Удмуртской Республике".

Одновременно с расширением финансового плацдарма негласно шла напряженная работа по созданию нефтяной компании. В марте 1996 г. было заключено соглашение о создании совместного с Башкирией нефтедобывающего предприятия с участием нескольких коммерческих структур со стороны Удмуртии: ЗАО "АСПЭК", АО "Удмуртгеология", АО "Удмуртнефтепродукт". 23 мая крестный отец этой аферы Питкевич за спиной Вершинина подписал постановление, которым зарезервировал ряд нефтяных (наиболее рентабельных) месторождений для создания нового предприятия. 11 июля Волков как бы между делом продавливает через Госсовет "Закон об изменениях статьи 15 Закона УР "О недрах"", позволяющий передавать участки недр в пользование вне конкурса, что противоречит федеральному законодательству. На следующий день в его исполнении был принят закон о передаче зарезервированных месторождений вновь создаваемой компании "Белкамнефть". 30 апреля 1997 г. мэр города Нефтекамска зарегистрировал создание ЗАО "Белкамнефть". Однако из его состава исчезли АО "Удмуртгеология" и АО "Удмуртнефтепродукт". Их доля была передана специально для этого созданному дочернему предприятию АСПЭКа - ЗАО "Байкал-ойл". Пикантность ситуации состояла в том, что регистрация ЗАО "Байкал-ойл" была произведена только в мае, т. е. после того как оно уже было зарегистрировано в составе Белкамнефти с уставным капиталом в 6,5 процента. В состав Белкамнефти также вошли: Комитет УР по собственности с 43,5% и Башнефть с 50% уставного капитала. Спешка была большая, а денег для внесения в уставной капитал республика на момент регистрации не имела, поэтому 450 млн. рублей уплатил за нее "Байкал-ойл".

И снова целый ряд нарушений законодательства. С участием государственных органов ЗАО создаваться не могут. Председателем совета директоров был назначен Питкевич, тогда как статья 9 закона РФ "Об антимонопольной деятельности..." запрещает должностным лицам органов государственной власти и государственного управления занимать должности в органах управления хозяйствующих субъектов. Одной рукой Питкевич создавал особые условия для Белкамнефти, другой - подписывал хозяйственные решения, будучи председателем совета директоров компании. Если учесть, что интересы Удмуртии представлял Питкевич, а интересы "Байкал-ойл" его сват Хорошавцев, то становится ясным, что дело шло к постепенной передаче одного из наиболее перспективных месторождений Удмуртии - Вятско-Галановского в руки семейного клана, что позднее и случилось. В 2000 г. Белкамнефть произвела крупную эмиссию акций и весь пакет скупил "Байкал-ойл". Произошло перераспределение уставного капитала, но отнюдь не в пользу республики.

В феврале того же года Фоминов, Агашин и Солуянов (последний впоследствии вышел из состава учредителей по собственной инициативе) по указанию Волкова учредили, якобы для разработки программ развития Удмуртии, фонд "Республика". Генеральным директором фонда назначается преданный Волкову, известный своим политическим авантюризмом Александр Лопатин. Именно на счетах этого фонда должны были аккумулироваться ожидаемые от Белкамнефти денежные потоки. Позднее, особенно во время избирательных кампаний, деятельность фонда приобретала большой размах. По моим сведениям, по договорам с фондом работало порой до 70 человек. Естественно, что никаких программ от фонда Удмуртия так и не дождалась. Зато в цокольном этаже здания Госсовета бродили толпы небритых личностей, род занятий которых становился понятен во время очередных выборов. Все попытки проверить деятельность фонда заканчивались неудачей. После обращения ряда депутатов к генеральному прокурору России над фондом всё же нависли тучи, но после срочной поездки Лопатина в Москву один из заместителей прокурора УР заявил, что фонд недоступен для прокуратуры. А вскоре после этого фонд исчез. Очевидно, Волков нашел другие, более скрытые источники финансирования.

Сознавая большие сложности при получении лицензии предприятием, не прошедшим конкурс, Питкевич, опять-таки за спиной Вершинина, пошел по такому пути. 30 июля 1997 г. своим постановлением (противоречащим законодательству) он оформляет передачу прав пользования недрами от Башнефти к Белкамнефти, хотя Башнефть передавать ничего не могла, так как не имела лицензии на пользование месторождением. А уже 31 июля председатель Комитета по недрам Удмуртии Бондарчук подписывает три лицензии, после чего... переходит на работу в Белкамнефть главным геологом (!).

Пока шло оформление документов, деятельность Питкевича по созданию Белкамнефти удавалось держать в тайне. Но в октябре 1997 г., после того как Белкамнефть приступила к работе, тайное стало явным. Конкуренты начали действовать. С их подачи в октябре 1997 года депутат Кокорин представляет на сессию Госсовета депутатский запрос и требует расследования. Начался скандал. Была создана и приступила к работе депутатская комиссия. 20 апреля 1998 г. последовало представление прокуратуры республики, в котором противоречащими федеральному законодательству признаны практически все действия органов государственной власти республики. Однако, по установившемуся в Госсовете при Волкове правилу, представления и протесты прокуратуры тщательно скрываются от депутатов. Было скрыто и это представление. Однажды Волков прокомментировал этот порядок так: "Если мы будем удовлетворять все протесты прокуратуры, то мы просто работать не сможем".

В октябре 1997 года "Байкал-ойл" приступает к скупке нефти, добываемой Белкамнефтью паритетно с Башнефтью. Естественно, что Хорошавцева и Питкевича это не устраивает. Хорошавцев выехал в Башкирию на встречу с Рахимовым. Какие доводы привел всесильному башкирскому главе наш нефтяной магнат, никто никогда не узнает, но с января 1998 г. Башнефть от покупки нефти отказалась и единственным оператором по продаже нефти стал "Байкал-ойл". За 9 месяцев 1998 года "Байкал-ойл" скупил 84 процента добытой нефти, причем по ценам значительно ниже средневзвешенных по России, чем был нанесен серьезный ущерб бюджету Удмуртской Республики. Этот вопрос поднимался на одной из сессий Госсовета УР. Кроме того, как установила депутатская комиссия, "Байкал-ойл" несвоевременно выплачивал деньги за проданную нефть. Дебиторская задолженность "Байкал-ойла" перед Белкамнефтью к октябрю 1998 г. составила 179,7 млн. рублей, а дебиторская задолженность Белкамнефти - соответственно 271,7 млн. рублей. Перед бюджетом УР долг Белкамнефти составлял 60,6 млн. рублей. Деньги находились в обороте, а невыплаты тяжким грузом лежали на населении республики. Нефть перерабатывалась (как и сейчас) на заводах Башкирии через еще одно, специально созданное для этого дочернее предприятие "Байкал-ресурс" по внутренним ценам. Причем имелась информация о том, что это предприятие зарегистрировано где-то в офшорной зоне. Именно поэтому Питкевич много лет препятствует строительству в Удмуртии своего нефтеперерабатывающего завода. Дешевый бензин, давая огромную прибыль, хлынул на вновь открываемые бензозаправки. Начинается скупка автозаправок у раздавленных конкурентов.

В 1998 г. Хорошавцев попытался присоединить к АСПЭКу АО "Удмуртнефтепродукт". По мнению руководства Удмуртнефтепродукта, главной целью Хорошавцева было приобретение Камбарской нефтебазы, через которую проходит федеральная нефтетруба. Сделка не состоялась, и Хорошавцев предпринимает финансовую атаку на своего основного конкурента. В 1998 г. цена на бензин в Удмуртии установилась на уровне 2 рубля 40 копеек за литр. АСПЭК, систематически снижая цену на 10 коп., вынуждает снижать цены и АО "Удмуртнефтепродукт" с его высокими накладными расходами и постепенно разоряет его. Осенью, когда цена бензина на бензозаправках АСПЭКа составила 1 рубль 70 коп., состоялась "разборка", в результате которой было заключено картельное соглашение, по которому цена на бензин была установлена на уровне 2 руб. 40 коп. у АСПЭКа и на 10 коп. дороже у Удмуртнефтепродукта. Доходы АСПЭКа выросли еще больше. Бензиновый рынок Удмуртии становится тесен для Хорошавцева. Создается еще одно дочернее предприятие - нефтяная компания "Урал-Дон" с тремя десятками бензозаправок в Ростовской области. Очевидно, при этом росли и находящиеся в распоряжении Волкова финансовые средства на счетах фонда "Республика", которые помогали ему в тот период удержаться на плаву. Как явствует из публикации "Однажды в Удмуртии", размещенной в "Российской газете", история с приобретением таинственной фирмой "Сэмсон Инт" удмуртского конкурсного участка также была очередной аферой с заранее предопределенным результатом - присоединением этого участка к Белкамнефти.

Таким образом, в течение нескольких лет основным занятием высшего руководства УР было создание мощного нефтяного монополиста, постепенно охватывающего своими щупальцами всю территорию республики. При этом организаторами аферы не было сделано ни одного шага, не противоречащего законодательству. Волков обеспечивал "липовую" законодательную базу, попутно устраняя оппонентов, а Питкевич проламывал все преграды в организационном плане. В частности, Волковым была прекращена работа депутатской комиссии по нефтяному вопросу, в которой особенно активным был один из оппонентов Белкамнефти - генеральный директор АО "Удмуртнефтепродукт" Николай Сычев. Последний не учел, что Волков никогда ничего не забывает и не прощает, и расправа не заставила себя ждать. Вскоре Сычев был смещен с должности и в течение долгого времени был безработным. Прощение он заслужил только в 2000 г., выступив во время президентских выборов с группой депутатов Киясовского района в поддержку Волкова. Через месяц он был назначен директором Ижевской птицефабрики. Другой активный оппонент, выступивший в свое время с депутатским запросом о незаконности создания Белкамнефти - Кокорин, наоборот, сделал на этой истории карьеру. Он публично признал свой запрос частным мнением и был милостиво включен в списки Волкова на выборы в Госсовет 1999 года. Избирался Кокорин в команде Лопатина на средства фонда "Республика", а после выборов стал председателем постоянной комиссии Госсовета по законности. На этом служение Кокорина Волкову не прекратилось. На президентских выборах, став кандидатом, он активно агитировал за него и оплачивал из собственного фонда его агитматериалы.

В январе 1999 г. все действия органов власти Удмуртии по созданию нефтяного монстра были опротестованы мной в Октябрьском районном суде города Ижевска. Ответчиками по делу являлись: Госсовет, Правительство, Комитет УР по недрам, Белкамнефть, Удмуртская национальная нефтяная компания (УННК). К этому времени Волков, отказав в согласовании на новый срок трем судьям Удмуртии, принимавшим решения, противоречащие его желаниям, крепко наступил своим каблуком на всю судебную систему республики. В судах теперь зачастую сидели судьи вроде с теми же фамилиями, с той же внешностью, но это были совершенно другие люди - бесстыдно отвернувшиеся от закона, торопливо выполняющие любую команду власти. На первом же заседании, под давлением восьми (!) адвокатов судья Михалев под надуманным предлогом прекратил производство по делу. В беседе со мной еще до заседания суда Михалев прямо сказал, что это "слишком большая политика и слишком большие деньги" и попутно дал мне понять, что в 2002 г. ему предстоит согласование в Госсовете на пожизненный срок, которое позднее он благополучно прошел. Кассационная коллегия Верховного суда УР отменила решение Октябрьского суда, но производство прекратила по иным, столь же надуманным основаниям. В ответ на жалобы в порядке надзора председатель Верховного суда УР Суханов, сказав, что будет "слишком большой скандал", дал хорошо обкатанный и совершенно невразумительный ответ, а заместитель прокурора Республики Першаев ответил откровенной филькиной грамотой. Задача не допустить рассмотрения дела в суде (так как это неизбежно повлекло бы отмену всех принятых по Белкамнефти решений) была решена. Итак, к сведению вице-премьера Савельева и иже с ним: при создании ЗАО "Белкамнефть" происходило обвальное нарушение федерального законодательства о недрах, о порядке лицензирования, о конкуренции и ограничении монополистической деятельности, о разделе продукции. Об этом говорит представление Прокуратуры УР от 20.04.98 г., так же скрытое от депутатов Госсовета. Житейская практика показывает, что едва ли такие массовые нарушения законов происходят без выгоды для фигурантов. Когда они умышленно нарушают законы, то явно знают, для чего это делают и что от этого имеют.

Создание вскормленного властью за счет республики мощного нефтяного монополиста тяжело сказывается на жителях республики. АСПЭК одну за другой проглатывает бензозаправки своих конкурентов и диктует цены на бензин. В нефтедобывающей Удмуртии они сегодня выше, чем в нефтедобывающей Татарии на 20 процентов. Неудивительно, что Белкамнефть достигла 40 процентов рентабельности, невозможной в мировой рыночной практике для нефтедобывающих предприятий.

Ухоженная и вскормленная за счет республики Белкамнефть несет золотые яйца, но только в чью корзину? Отнюдь не в корзину ее кормильца.

Депутат Верховного Совета УР 11-го созыва,
депутат Госсовета УР 1-го созыва
Николай НАГОРНЫХ

От редакции.
Просим считать данную статью официальным запросом в прокуратуру РФ.
|Оглавление|
   Лента новостей


Погода в Ижевске

Либеральная Россия
 
     Webmaster
UdmExchange. Сеть обмена баннерами.