N8(8) Пятница * 16 августа 2002г. | издатель ООО "РГ"Ижевск Вечерний" |
|
От винта! За последние пять лет наш авиаотряд лишился второго самолета Як-42. Первый в 1997 году угнали из Орска, куда он прилетел, выполняя плановый рейс. Второй 12 июля был арестован в Москве, причем арестован "по-тихому" - без террористов, захвата заложников и спецназа. Мы попытались разобраться в причинах, повлекших за собой утерю двух ижевских аэропланов, и вот что у нас получилось.
Трудно без самолета - Готовых самолетов в наличии нет, - сказали им. - Но вы можете сделать стопроцентную предоплату и через девять месяцев получите свою машину. Эти условия не устраивали жезказганцев. Надо полагать, по двум причинам: во-первых, слишком долгий срок, который вполне мог оказаться не окончательным. Во-вторых, та самая стопроцентная предоплата, на которую у предприятия явно не хватало средств. И тут братьям-казахам в Саратове подвернулся представитель московского ТОО "Реста", который предложил совершенно новый Як-42Д (всего 18 часов налета!) за шесть миллионов долларов - не дороже заводской цены. Вскоре был заключен контракт, в соответствии с которым покупатель должен был в течение 45 дней перевести деньги, а продавец спустя еще 30 дней - поставить товар. Срок истек, но требуемую сумму Жезказганцветмет так и не нашел. Тогда покупатель предложил новый вариант: вместе отыскать кредитора, который помог бы решить эту проблему. И спустя буквально месяц, в конце января 94-го, такой кредитор нашелся. Некто Райт Галлис из Латвии прислал в Жезказган на бланке ТОО "Реста" письмо о том, что германская фирма "Sils GmbX" готова предоставить необходимую сумму на льготных условиях. Обслуживать кредит взялся Латвийский депозитный банк. Казахов очаровали "джентльменские" условия сделки - целевой кредит на полгода под 15 процентов годовых. Поначалу всё шло как по писаному. Очень скоро ТОО "Реста" подтвердило, что шесть миллионов долларов от "Sils GmbX" ею получены и что никаких претензий к Жезказганцветмету по оплате контракта оно отныне не имеет. Но передавать самолет не спешили: договорились, что церемония передачи состоится лишь после того, как предприятие произведет первый взнос в оплату кредита немецкой фирмы. После того как взнос поступил, самолет осенью 95-го прибыл в Жезказган. Но опять с оговоркой - на условиях аренды, до тех пор, пока кредит не будет погашен. После чего "борт" перейдет в окончательное и полное владение жезказганцев. И Як начал работать в Казахстане.
Остап Бендер из Латвии И лишь позже они начинают замечать некоторые странные вещи. Например, респектабельный Райт Галлис, оказывается, представляет интересы и подписывает документы не только от имени ТОО "Реста", но и от имени германской "Sils GmbX" и Латвийского депозитного банка. Подозрения, что вся процедура кредитования была всего лишь хитроумной уловкой, а у них просто-напросто выкачивают деньги, придет к казахам позже. Еще позже, на суде, выяснится такая деталь: движение средств на расчетном счете ТОО "Реста" в Инкомбанке за два года составило лишь 8 миллионов рублей (!), и никаких денег от "Sils GmbX" туда не поступало. Впрочем, "выкачивали" у Жезказганцветмета не только деньги. Едва ли не каждый визит в Жезказган Галлиса сопровождается выпрашиванием партии продукции - меди, которая отпускается ему и его протеже по сверхдешевым ценам. Тем временем Жезказганцветмет со скрипом, но возвращает кредит. В платежных поручениях аккуратно указывается, что деньги переводятся "Sils GmbX" "за самолет Як-42Д, бортовой номер 42557". К началу сентября 95-го долг составлял лишь 2,7 миллиона долларов. Тут казахи надумали наконец купить Ан-74 и заключили с ТОО "Реста" контракт на его покупку. Точно на таких же условиях, с той лишь разницей, что на сей раз обслуживать кредит взялся жезказганский Цветметбанк. Однако к тому времени на Жезказганцветмете сменилась власть. Сюда пришел "Самсунг", который, изучив состояние дел, пришел к выводу, что непомерные долги предприятия (около 180 миллионов долларов) не позволяют ему купить еще и Ан. И от участия в контракте на его покупку отказались. Но к этому времени первый взнос в сумме 3,8 миллиона долларов Цветметбанк уже проплатил. Секрет прост: наиболее авторитетным членом правления жезказганского банка к тому моменту оказался не кто иной, как Райт Галлис. Повозмущавшись, новое руководство Жезказганцветмета принимает решение: считать этот платеж окончательным погашением долга по первому кредиту. Таким образом, злополучный Як-42Д оказывается оплаченным, и гораздо дороже, чем он стоит. 27 октября 1996 года этот самолет совершает плановый рейс в Москву, откуда больше не возвращается. Вскоре он отыскался на военном аэродроме в Жуковском. Всё то же ТОО "Реста" просто и без изысков возвращает его себе: мол, аренда кончилась, пора и честь знать. Пока казахи претендовали на Як-42 через московский арбитражный суд, ТОО "Реста" продает его удмуртскому государственному предприятию "Ижавиа". Как отметила в августе 1997-го года газета "Известия", "тоже путем оформления какого-то кредита". Гарантом той сделки выступило правительство нашей республики. Самолет обошелся в 6 миллионов долларов. Мы успели проплатить чуть более трех миллионов к тому моменту, как самолет был угнан из Орска.
Самолеты сами не летают Почему наши авиаторы и сотрудники Министерства транспорта не проверили злополучный Як на "чистоту" - вопрос отдельный и, видимо, ждет своего часа. Мы же продолжим нашу историю. 12 июля нынешнего года еще один самолет Ижавиа, и тоже Як-42, совершая рейс по маршруту Ижевск-Москва, был задержан в Москве судебными приставами. Для этого оказалось достаточно судебного иска со стороны ТОО "Реста" на сумму 150 млн. рублей. Основание иска - долг Ижавиа за приобретенный у "Ресты" первый (казахский) Як-42. После того, как он официально был признан угнанным из Российской Федерации, удмуртская сторона прекратила все выплаты по контракту, поскольку на период расследования этого инцидента все операции по сделке с ТОО "Реста" были заморожены. Но если казахи, не добившись правды в российских судах, решили свою проблему самым простым способом - угнали самолет из Орска на свою территорию, то Удмуртия оказалась попросту в дураках: приобретенный самолет потерян, еще один - изъят за долги. Зато "Реста" чувствует себя королем положения: продав два раза один и тот же самолет, фирма осталась и при деньгах, и при еще одном самолете такой же марки. И отнюдь не известно, какое же решение примет московский арбитражный суд, рассматривающий это дело. Нельзя исключить вариант, что суд признает претензии ТОО "Реста" обоснованными, и тогда Ижавиа придется оплатить не только сумму иска, но и все судебные издержки.
* * * 5 августа председатель правительства УР, руководитель Ижавиа и другие официальные лица вылетели в Москву по вопросу задержания нашего Яка. Скорее всего решить вопрос в нашу пользу им не удалось, поскольку государственные СМИ республики замалчивают результаты этой поездки. В противном случае они трубили бы о победе фанфарной медью. Два потерянных нашей республикой Яка были самыми новыми в авиаотряде. Вряд ли самолеты, оставшиеся у нас, могут сравняться по своим ресурсам с этими машинами, что не может не вызывать определенные опасения за жизнь пассажиров, которых они перевозят. Гиви НЕМСАДЗЕ |
|
  |
Webmaster |