N9(9) Пятница * 23 августа 2002г. | издатель ООО "РГ"Ижевск Вечерний" |
|
ССО - как национальная студенческая идея Чуть не десять лет новая власть искала "национальную идею". Потом бросила. Потому что найти ее нельзя. Она либо есть, либо ее нет. Она сама по себе - не ищется и не декларируется сверху. В свое время на фоне заявленного "кодекса строителя коммунизма" существовала идея студенческого движения - студенческих строительных отрядов, в которой наглядно присутствовало как отпущенное сверху властное покровительство вкупе с жестким регулированием "социально-экономических" отношений, так и саморазвитие с самодостаточностью. Когда власть переменилась, студенческое это движение резко пошло на убыль. А потом и вовсе кончилось. И вот недавно оно было заявлено вновь. Но уже как сугубо общественное, независимое от всего и вся. Независимое ли? Посмотрим далее. Потому что это как гадание на картах. В советское время достаточно удачно выкладывалась "красная" масть. Потом пошла "черная", и выкладываться перестало. Что же сейчас?
Что было... И это при всем при том, что на откуп студенческим отрядам отдавались, скажем так, не самые выгодные объекты. Даже совсем невыгодные: сельхозобъекты, дороги, школы, мосты. То есть те, которые не требовали особой квалификации, а следовательно, и оплачивались по минимуму. Но студенческие отряды в таких условиях нашли нестандартный ход. Вынуждены были найти. Они создали комплексные бригады и стали сдавать объекты "под ключ", начиная с нулевого цикла. Оплата бойцам начислялась с выработки. А потому как один строитель в "поле не воин", то каждому (зачастую не совсем согласно его желаниям, потребностям и силам) приходилось работать как всем. А "все" работали в таком темпе, который задавали два-три отрядных лидера В итоге рабочий день составлял 14 часов. Вроде как не по КЗОТу. А тогда в работе студенческих отрядов многое было не по КЗОТу. Если не всё. Нарушались технические условия, навыки бойцов почти никак не соответствовали квалификационным требованиям, техника безопасности была на грани ежедневного, ежечасного риска. Каждый сезон бойцы травмировались, а то и гибли. Но всё сходило с рук. Кому? Вопрос отдельный. Диагональ советской власти была не чета сегодняшним вертикалям и горизонталям. Темпы, размах, равно как и качество работ, тоже. Отряды строили не фасады под офисы и делали не евроремонт помещений, а, как уже поминалось, объекты соцкультбыта. А для деревенской школы что "необходимо и достаточно"? Чтобы стены стояли и крыша не текла. Немалой, если не главной составляющей студенческого движения стройотрядов было вот что - романтика. Это слово не то что непонятно для современной молодежи, а попросту непостижимо. Или, скажем, коллектив. Не армейский взвод или рота, не заводской цех и даже не сотрудники той или иной "конторы", а коллектив, образовавшийся добровольно, отстоявшийся и устоявшийся, заимевший внутри себя дружеские (а то и интимные) связи на фоне общих посиделок у костра под гитару, кашеваренья и всего того, что собственно и составляло общежитие, во многом (если не во всем) альтернативное тогдашнему "социалистическому" общежитию. К слову сказать, "жизненное" обеспечение бойцов стройотрядов при строительстве "объектов": койко-место, постельное белье, котлы, тарелки, ложки и всё другое необходимое - было за казенный счет. От ребят требовались только собственные трудовые руки да необходимый для поддержания этих рук в рабочем состоянии дух. Насколько стройотрядовское начальство смотрело сквозь пальцы на КЗОТ, ТУ и технику безопасности, настолько же пристально смотрело оно на так называемые "нарушения трудовой дисциплины", непосредственно к труду никакого отношения не имеющие. Постоянно и неожиданно проводился "досмотр личных вещей", а попросту - обыкновенных тюремный шмон. Обнаружение бутылки водки приравнивалось к ее употреблению в неумеренных количествах. А уж само употребление... В стройотрядах существовал строжайший "сухой" закон. То же распространялось и на "любовь", замеченную где-либо помимо костра, индивидуально так сказать. Всё это по сегодняшним меркам не что иное, как грубое нарушение прав человека. Нарушение это распространялось и далее и имело вполне реальные "документальные" последствия. Каждый стройотрядовец имел на свой счет три "штрафных" талона на рабочий сезон. В зависимости от тяжести "проступка", у него аннулировался один, два, а то и все три талона враз. "Недостойный" товарищ отправлялся вон из отряда, и это событие имело далеко идущие последствия. В лучшем случае студент уже никогда не мог стать бойцом. Или же нередко исключался из комсомола. А это уже почти автоматически влекло за собой отчисление из института. Мотивация стремления студентов в стройотряды, конечно, не могла не быть практической даже во времена тогдашней "романтики". Понятия "бедный студент" сегодня и "бедный студент" тогда - очень неблизкие, можно сказать противоположные. Если сегодняшнему студенту стипендии не хватает на импортное пиво (и потому он искренне и всеобще возмущен), то многим тогдашним студентам стипендии хватало, чтобы жить: платить за общагу, питаться чем бог пошлет, а иногда и выпить дешевой бормотухи. Стройотрядовский сезон позволял существенно укрепить материальное положение студента на целый год. Его месячное содержание поднималось до уровня среднего рабочего заработка по стране: он уже мог взять в прокат телевизор, холодильник и, не щупая карман, два раза в день обедать в студенческой столовке. Кроме чисто денежного, были и другие резоны. Наиболее ретивые стройотрядовцы делали себе комсомольскую и производственную карьеру (что было в то время почти одно и то же) и по окончании института уже оказывались на немалых должностях. И сейчас, бывает, оглянешься - кто таков в прошлом тот или иной чиновник (а то и фирмач)? Дак стройотрядовец передовитый.
Что стало... Основная цель - организация вторичной занятости учащейся молодежи и студентов. Методы работы - формирование и подготовка студенческих отрядов (бригад), информационная поддержка трудоустройства, реализация общественно полезных проектов. Что это означает на деле? Читая между строк, можно-таки усмотреть движение организаторов реанимации стройотрядовского движения к потенциально существующей молодежной "национальной" идее, главенствующей на сегодняшний день, - заработать по возможности много и сразу. Правда, на поверку получается не так уж много и не очень-то сразу. Но если учесть, что современному "бедному студенту" деньги нужны не на жратву и покупку сносной обувки, а на всё тот же расширенный ассортимент пива, то заработанные за стройотрядовский семестр деньги могут обеспечить этому студенту весьма полное утоление психологического голода для самоутверждения на дискотеках, в студенческих курилках, на подъездных скамейках и у пивных ларьков. Ну, это, пожалуй, несколько зло. Для вящей наглядности, не более. Для начала стоит дать несколько справок относительно современного стройотрядовского движения. Попервости были организованы следующие стройотряды:
ССО "Солнце" - озеленение и благоустройство в Ижевске (девушки, подростки - зарплата от двух тысяч рублей в месяц). На второй рабочий сезон уже прекратили свое существование два отряда - "Пламя" и "БКД". Зарекомендовал себя как "сильный" ССО "Витязь", как средние - "Шторм" и "Солнце". Стоит отметить, что "бюрократический" (он же информационный - "Сервис") отряд нынешнего Союза, собственно "офис", - это всего пять человек во главе с его "душой", "умом" и "телом" - Владимиром Евгеньевичем Шиляевым, старым гвардейцем бывшего стройотрядовского движения. Получается, теперь и нынешнего. На настоящий период в движении ССО участвует до 400 человек. Много это или мало? Сравнивая с началом (67-й) и условным концом (конец 90-х) стройотрядовского движения в Удмуртии - уже кое-что. Но будет ли это "кое-что" иметь тенденцию к расширению - вопрос неясный и проблематичный. Думаю, что если студенчество, желающее реализовать себя не в самом халявном и прибыльном деле (а по существу в самом что ни на есть деле), останется и будет оставаться хотя бы в этих количественных пределах, то и тогда уже можно говорить о той "национальной" идее, которая вынесена в заголовок.
Вместо лирического отступления Надо думать, что те четыреста, пришедшие и не ушедшие пока из стройотрядовского движения, в первую очередь мотивированы по жизни самой жизнью. Вероятно, что большинство из них - из так называемых "неблагополучных" семей. Подразумеваю то "благополучие", которое объявили в постсоветской России мы сами, взрослые. То есть как раз из благополучных в самом прямом, позабытом нами смысле слова. А потому для удовлетворения своих отнюдь не насущных потребностей они не хотят тех денег, которые заработаны всем семейным "колхозом" - мамками, папками, бабками и дедками, - а только тех, которые заполучили сами не подлежащим никакому сомнению образом - не боясь запачкать руки, перенапрячь мускулы, подставить лицо солнцу, ветру, а то и насмешкам сверстников.
* * * Несколько слов относительно "социально значимых" программ Союза. Вторую зиму существует СО "ДеМиС" - "спецотряд" Дедов Морозов и Снегурочек, которые готовят, организуют и проводят новогодние праздники в общественных организациях и в 200 семьях "социального риска". По большому счету это еще проект, хотя к нему привлечено уже 50 студентов. Городская администрация выделяет на него 31,6 тыс. рублей. 33,4 тысячи обещают социальные и деловые партнеры ССО. Проект "Лучший Новый год" - уникален для республики (а может, и для всей России). Не зря же он был тотчас отмечен дипломом правительства УР- как один из лучших. Набирает силу и ИСО "Сервис" - информационный отдел ССО. Но для него нужна надлежащая техническая база, которой пока маловато. Думается, что не апломбом единым жив человек. Это в том смысле, что, затевая "дело" ССО, "старый гвардеец" Владимир Шиляев руководствовался не единственно собственными материальными и профессиональными интересами. Хотя на то он и человек, чтобы их иметь, и гораздо подозрительнее, когда "такой" человек их не имеет. Однако на видном месте в его "офисе" всё же висит фирменная куртка бывшего стройотрядовца, нашивок на которой - начиная с красного флага СССР и кончая малопонятными знаками - хоть отбавляй. Жаль, что подобных форменок, как выяснилось, нет у нынешних стройотрядовцев. Думается, они носились бы вовсю - и в трудовые будни, и в праздники. Напоследок хочется отметить, что пару недель назад (на День строителя) состоялся сэсошный фестиваль, гостями которого стали многие общественные некоммерческие организации города. Где и каша варилась, и гитары звенели, и мячи пинались меж березами. Ночевали, соответственно, у костров. Что из этого получилось - не знаю, не присутствовал, хотя и был приглашен. Но сам факт желания такого фестиваля показателен. Будут кости - мясо нарастет.
Чем сердце успокоится? При всей абсурдности такого мировоззрения, это и есть косвенный показатель развития общественной формации. Когда всех широчайших социальных программ (сугубо даже гуманитарных) кажется мало, это есть признак того, что и общество, и индивидуум пресытились и им просто хочется чего-то остренького. Я, конечно, не имею в виду среднеамериканскую озабоченность самим собой, когда каждый второй имеет собственного психоаналитика, а ту непреодолимую озабоченность теми, кому действительно хуже, чем тебе. Так и для России было бы неплохо обзавестись не национальной (всеобщей) идеи какого бы то ни было гражданского подвига, а индивидуальным осознанием долга перед кем-то и чем-то. Ей-богу, у нашего человека это получилось бы куда как лучше, чем у любого американца. Хотя... кто тебя знает, страна. Алексей ЧЕМИРМАЗОВ |
|
  |
Webmaster |