Либеральная Удмуртия
* ОБЩЕСТВЕННО - ПОЛИТИЧЕСКАЯ ГАЗЕТА * ОБЩЕСТВЕННО - ПОЛИТИЧЕСКАЯ ГАЗЕТА * ОБЩЕСТВЕННО - ПОЛИТИЧЕСКАЯ ГАЗЕТА *
N 11(38) Пятница * 21 марта 2003г. издатель ООО "РГ"Ижевск Вечерний" Письмо





Ваш E-mail



Поиск
на Либеральной Удмуртии на Яндексе
Наши партнеры
Ресурсный центр поддержки НГО
Rambler's Top100
  

Метаморфозы демократии

Демократия предполагает использование в полной мере такое свойство человеческой природы, как стремление к соперничеству, и притом с пользой для общества. Но наш республиканский президент боится соперничества и пытается исключить это явление из политической жизни республики вообще, идя, таким образом, против природы и против демократии. Он постарался ликвидировать очаг оппозиции, еще тлевший в структурах местного самоуправления Ижевска, и его продержка на выборах мэра Виктора Балакина, обеспечившая победу последнего, должна была исключить основной конфликт внутри власти. И это ему удалось, но только по вертикали. А по горизонтали...

Два медведя в одной берлоге
Предполагалось, что конфликты и на городском уровне будут сведены к минимуму. Как-никак председателя Городской думы Валерия Суркина поставил Хорошавцев, человек Волкова. А большинство депутатов Думы если и нельзя однозначно назвать проволковски настроенным, то, во всяком случае, вполне лояльным к президентской власти - это точно. В общем, люди из одного лагеря. Тем не менее конфликт между исполнительной и законодательной властью имеет место быть (сразу заметим, что это на руки избирателям), и дело здесь не в политических разногласиях, а в обыкновенном мужском соперничестве.

В свое время мы критиковали председателя Городской думы Валерия Суркина за расплывчатость формулировок, за обтекаемость политических убеждений, за нерешительность действий. В общем, политик по большому счету он никакой, зато - мужик. В конце концов и его, "покладистого" и "неконфликтного", заело, что с Городской думой, с депутатами и с ним самим как председателем исполнительная власть считается мало. Администрация города живет своей интересной жизнью, разруливает финансовые потоки и хорошо себя чувствует. А у главы представительной власти местного самоуправления в руках один лишь статус и больше ничего. Ничего от него не зависит.

Самолюбием мужчины, как правило, не обделены, и Валерий Суркин, видимо, тоже. Председатель Гордумы определенно нацелился на возвращение значимости своей должности, что особенно проявилось в период формирования бюджета - наиважнейшего финансового документа, на основе которого и строится вся деятельность администрации. Суркин вышел с инициативой о повышении доходности бюджета города. В частности, исполнительным органам было указано на недопустимо низкие тарифы арендной платы, по которым муниципалитет предоставляет свою собственность коммерческим структурам. Наша газета уже писала (см. № 10 от 30.08.2002 г.), что по сравнению с рыночными расценками муниципальные ниже в десять раз. Депутатские комиссии предлагают поднять арендную плату в пять раз. Мэр с этим не согласен, в связи с чем привел на пресс-конференции следующие доводы: "Большая часть муниципальной собственности сдана в аренду таким торговым фирмам, как "Иж" и "Продторг". Увеличение арендной платы скажется на росте цен, а мы допустить этого не можем".

Аргумент весьма любопытный, но не бесспорный, хотя бы потому, что предложение вносили депутаты из числа предпринимателей, которым хорошо знакома финансовая сторона вопроса. Уж они-то знают, какую долю в стоимости товара занимает арендная плата и какие прибыли получают торговые предприятия. Да Валерий Суркин и сам когда-то работал в Продторге и, по всей видимости, изучил этот бизнес досконально. Интересным, правда, представляется сам факт, почему он взялся лоббировать данное предложение? Либо он действует исключительно в интересах населения и никакой подоплеки здесь нет (а есть лишь изучение всех путей экономии средств и вывод, что этот - наиболее перспективный), либо сейчас Валерий Суркин негласно служит другой коммерческой структуре, например конкурирующей с Продторгом. Мотивы Валерия Суркина пока не ясны, потому что от комментариев он воздерживается. Впрочем, какими бы ни были эти мотивы, но предложение, безусловно, дельное, и дебаты по нему еще предстоят на сессии Городской думы. Идет торговля о цене вопроса.

"...и был глубокий эконом..."
Председатель думы вышел и с другой инициативой: сократить заем Международного банка реконструкции и развития с 25 миллионов до 15 миллионов. Об этом кредите "Либеральная Удмуртия" тоже писала (см. № 15 от 16.08.2002 г. ). Мы обращали внимание на то, что при существующей схеме использования кредитных средств никто не несет ответственности за эффективность вложений. Усилиями ГЖУ создана очень благодатная среда для хищения и разбазаривания денег. Кроме того, часть средств кредита предполагалось использовать на капитальный ремонт нескольких домов, то есть улучшить жилищных условия отдельных горожан за счет ущемления интересов всех остальных.

По нашему мнению, кредитные средства должны быть полностью вложены в инженерную инфраструктуру города, с тем чтобы пользу получило всё население города, либо, опять-таки полностью, отданы на восстановления жилья, что в принципе изначально и предполагалось программой освоения кредита. При этом получателем денег должен быть не муниципалитет, а объединения собственников жилья, такие, как ТСЖ. В этом случае жильцы и несли бы всю полноту ответственности за каждую израсходованную копейку, потому что возвращать средства пришлось бы за счет экономии ресурсов.

Нам пока неизвестно, насколько глубоко погрузился в эту проблематику Валерий Суркин, но и то, что он к ней обратился, уже хорошо. В частности, в одном из интервью он ссылался на расчеты, которые провели депутаты. Десяти миллионов долларов, по его словам, хватило бы для того, чтобы отремонтировать все крыши в Ижевске, и это было бы большим благом для города, чем за те же деньги ремонтировать сорок домов, тем более что выбраны не самые ветхие - есть такие, которые требуют более срочного ремонта.

Появление Валерия Суркина на телеэкранах случается не часто, неактивно он сотрудничает и с такими независимыми изданиями, как "Либеральная Удмуртия". Однако в общем председатель не чурается прессы, более того проявляет заинтересованность в сотрудничестве со СМИ. Интерес этот выразился в том, что председатель предложил все деньги, предусмотренные в бюджете на оплату информационных услуг сторонним организациям, поделить между администрацией города и Городской думой. То есть теперь на шесть миллионов в год СМИ будут пиарить не только мэра и чиновников администрации, но и депутатов и председателя Городской думы.

Пока еще трудно классифицировать предлагаемое новшество - принесет ли благо обществу эта попытка со стороны депутатов непосредственно контролировать финансовые потоки. По большому счету мы не совсем понимаем смысл всех этих расходов. Они оправданы, если используются в интересах горожан, а не на удовлетворение желаний депутатов урвать себе за счет бюджета толику известности. Ведь многие из них, чего греха таить, используют свой депутатский мандат в корыстных целях, тем самым дискредитируя демократию и подрывая доверие граждан к выборам.

О чем стоит писать
На наш взгляд, в бюджете необходимо предусмотреть средства не на рекламу чиновников, а на информирование граждан по актуальным вопросам. Одним из приоритетных в данном случае мы считаем реформу ЖКХ. Ведь смысла и сути ее порой не знают не только рядовые граждане, но и работники муниципалитетов. Конечно, в одних случаях это просто невежество и недопонимание, но в других - откровенное перевертывание фактов, умышленно неверная подача информации.

Российские законодательные акты прямо указывают на то, что задача реформы- сделать граждан хозяевами своего жилья. Проводится приватизация, в результате которой жильцы становятся не просто арендаторами жилья у государства или муниципалитетов, а собственниками, домовладельцами со всеми вытекающими отсюда последствиями. Граждане обязаны взять на себя бразды правления своей собственностью, им решать, кого нанимать для обслуживания жилья, сколько за это платить, где и на чем экономить. Они же должны устанавливать и очередность капитального ремонта жилого фонда, аккумулировать средства в один фонд и получать помощь из федерального и прочих бюджетов. Только в таком взаимодействии органов власти и населения мы сможем улучшить нашу жизнь.

Что же нам заявляют отдельные представители органов власти? Люди, дескать, не хотят быть хозяевами, не хотят объединяться в товарищества собственников жилья и решать вопросы управления. На наш взгляд, подобные заявления - чистейшая ложь. Люди заплатили за проведение рыночных реформы десятью годами лишений и хотят наконец получить от этих реформ что-то реальное для себя. Проблема лишь в том, что они не знают своих новых прав и не могут воспользоваться ими в должной мере. Спросите у людей, кто из них хочет быть быдлом? Никто! Это клеймо повесила на них власть, эта она стремится держать народ в угнетенном состоянии, загоняет его в обстоятельства, несовместимые с подлинной свободой.

Какие убеждения на этот счет у Валерия Суркина? Зачем ему нужны СМИ? Готов ли он к диалогу с людьми? Нам трудно ответить на эти вопросы что-то определенное, во всяком случае, сам он такой готовности не демонстрирует. Проведенные им в свое время депутатские слушания по реформе ЖКХ превратились в парад чиновничьего самодовольства. На трибуне места хватило только персонам из министерств и городских ведомств, а общественности слова не дали. Подобную политику затыкания ртов, типичную для бюрократов, мы оплачивать не хотим.

Ирина МИРОЛЮБОВА
|Оглавление|

   Лента новостей


Погода в Ижевске

Либеральная Россия
 
     Webmaster
UdmExchange. Сеть обмена баннерами.