Либеральная Удмуртия
* ОБЩЕСТВЕННО - ПОЛИТИЧЕСКАЯ ГАЗЕТА * ОБЩЕСТВЕННО - ПОЛИТИЧЕСКАЯ ГАЗЕТА * ОБЩЕСТВЕННО - ПОЛИТИЧЕСКАЯ ГАЗЕТА *
N 17(44) Пятница * 16 мая 2003г. издатель ООО "РГ"Ижевск Вечерний" Письмо






Ваш E-mail



Поиск
на Либеральной Удмуртии на Яндексе
Наши партнеры
Ресурсный центр поддержки НГО
Rambler's Top100

The List of Russian Web Servers WebList.Ru
  

Госсовет УР не будет танцевать поперек федеральной кадрили.

Маятник "выборной демократии" в Удмуртии, качаясь шесть с половиной лет в прединфарктном режиме бешенной аритмии, вернулся 23 апреля 2003 года в свое исходное положение - в мертвую неподвижность.
Сто пятьдесят - двести человек у власти - эта мертвая кристаллическая решетка удмуртской олигархии - уже окончательно сформировалась и замкнулась. Вокруг бюджета, по административным границам республики, над ее подзолами и суглинками, под которыми еще есть нефть и над которыми еще кое-где шумит корабельный лес и шелестит деловая древесина...

А чего собрались-то?

Толстые и веселые дети удмуртского парламента бойко нажимали на кнопки голосования, и, казалось, никто и никогда не доберется до главного вопроса не то что этой первой организационной сессии, а вообще всего предстоящего четырехлетнего госсоветовского сидения: а чего, собственно, собрались-то? В автоматическом режиме они провозгласили "новым" председателем Государственного совета Игоря Семенова, его заместителей Агашина и Степнову. Председателей парламентских комиссий избирали тоже на "автопилоте"...

Напрасно пытались "эксперты и наблюдатели" в персональных "назначениях" на депутатские комиссии отгадать будущие траектории полета бюджетных ножниц. Никаких новых траекторий не будет. Ибо президент УР, человек необычных фразеологических оборотов, очень точно заметил: "Органы власти республики сегодня не просто приступают к началу работы, а продолжают эту работу". Депутатам дали понять, что "цели ясны, задачи определены" - пора приступать к работе. Им еще раз напомнили (кстати, на этот раз следуя буквально Конституции УР!), что Госсовет - никакой не стратегический штаб управления УР, а заурядное законодательное собрание одного из 89-ти регионов РФ.

Где взять деньги?

Но всё же: где взять деньги? Этот вопрос 23 апреля президент задал новому Госсовету Удмуртии. Последние три года - хватает только на самое необходимое, причем требуемое Москвой от Удмуртии в самой ультимативной форме: зарплата бюджетникам, НЗ из полдюжины социальных программ и минимум элементарного жизнеобеспечения.

И всё равно только в этом году бюджетная дыра расползется аж до трех миллиардов рублей! Или 100 миллионов долларов. Где их взять? Владимир Бельтюков - министр финансов, а не фокусник, и он категорически отказывается даже обсуждать какой-либо пожарный проект по спасению бюджета республики. Потому что реальных проектов сегодня у правительства просто нет. А попадать еще раз в кардиоцентр из-за очередной финансовой авантюры в этом году Владимир Васильевич просто не хочет.

Где взять деньги? Вообще-то, есть тысячи реальных и нормальных рыночных способов, как это сделать. Но... Но для этого нужно: 1) Иметь хотя бы минимум экономических знаний. 2) Знать хотя бы "в пригляд" свою экономическую географию (в данном случае совсем "не бедную" - Удмуртии). 3. Создавать новые рынки, а не ждать их "приплытия" на алых парусах. 4) Чтобы осуществить последнее - необходимы новые идеи, новые методы, новые замыслы...

Кто не хочет работать?

Практически умением превращать все эти правила в эффективное производство и освоение рынка обладают единицы. Казалось бы, наверху-то у нас как раз те самые "единицы", золотой фонд промышленности, культуры и политики... Ведь какие "медные трубы" и предварительные потопы и пожары удалось им преодолеть! Они все в отдельности, может быть, и умеют делать упомянутые мною "те" деньги. Если бы не одно микроскопическое условие... Оно маленькое, как микроб, но такое тлетворное и глобальное по последствиям. "Те" деньги - их надо зарабатывать, напрягаться, быть готовым и к компромиссам, и к жесткому принципиальному противостоянию криминальному бизнесу и прочими "сильными мира сего".

Но есть ведь и другие деньги - последние в карманах рядовых обывателей, а потому и "дурные", так как никаких неприятностей не сулят, - гроши, которые зарабатывают "челноки", вчерашние врачи и учителя, ставшие предпринимателями. Те, кому хватает только на жизнь и кого так легко зачисляют в категорию малого бизнеса и так же легко, через определенные промежутки времени (после очередного кризиса), переводят в класс малоимущих и социальных нытиков, которые, по убеждению 100 самых богатых людей Удмуртии, "просто не хотят работать".

Дизайн клубных пиджаков важнее

Так вот, именно эти "дурные" деньги сразу приходят на ум нашим законодателям, именно эти деньги им сию же минут хочется делить. Я рыдал над списком председателей депутатских комиссий, так как знаю этих людей и их возможности как "Отче наш" - это люди умеют только тратить и ставить свое затратное "лыко" в бюджетную строку.

А как же новорожденная ассоциация "Деловая Удмуртия", в которой почти десяток депутатов Госсовета УР, депутаты Городской думы Ижевска? А никак! Потому что, по словам председателя "Деловой Удмуртии" и депутата Госсовета Даниила Белоголовкина: "Мы считаем, что высокая культура отношений, партнерство в делах помогут развитию бизнеса. А именно это является главной целью создания ассоциации". Понятно? Создан еще один элитный клуб, и дизайн клубных пиджаков для его членов важнее, чем какие-то бюджетные ребусы Удмуртии. Есть также ассоциация "Развитие" с не меньшим присутствием в ней депутатов республиканского парламента, но и она озабочена только корпоративными задачами, здесь тоже как огня боятся проектов общереспубликанского масштаба. Не говоря уж о межрегиональных и федеральных.

Удмуртский истеблишмент даже близко не готов обсуждать проекты, подобные тому, что начался в Перми, когда там сдали в аренду на 50 лет... водопровод и сопутствующую ему инфраструктуру! Но ведь наши чиновники не смогли за истекшие четыре месяца 2003 года сделать "качественную бизнес-оценку" подобному предложению. Времени не хватило. Зато хватает времени на обсуждение такого государственно-политического предмета, как "сколько прогнивших стропил надо менять на крыше средней школы в селе Шаркан"!? Это, к сожалению, не анекдот. Это строка из официального протокола.

Федеральный шлагбаум для законодательной дури

Строить свой нефтеперерабатывающий завод - идея настолько финансово перспективная, насколько может быть перспективной поставка в Удмуртию вертолетами бразильского бензина. У соседей (Башкирия и Татария) НПЗ загружены максимум на 35-45 процентов. Но вице-премьер Виктор Савельев на полном серьезе говорит с регулярностью раз в три месяца, что "работа над проектом своего удмуртского НПЗ продолжается".

Есть еще горячие головы, мечтающие если и не о реприватизации, то о "нежном" или "мягком" переделе собственности. А это в наших условиях то же самое, что обратно вдавливать зубную пасту в тюбик! Спросите у главного специалиста по республиканской собственности, министра Мингосимущества УР Сергея Касихина, сколько может дать такой нежно-мягкий передел собственности. Сергей Павлович больше 50 миллионов (рублей, конечно, а не "баксов") не даст. Но при этом "добавит" на миллионов пятьсот проблем и приключений для зачинщиков "передела".

Кто "съел" нефтяную ренту?

По удмуртской нефти сегодня Госсовет УР вообще не уполномочен что-либо обсуждать принципиально. Как принимающий решения государственный орган власти. В формате клубной дискуссии, если не жаль депутатского времени, - пожалуйста. В остальном же - это абсолютная прерогатива федерального центра. К тому же все лучшие и перспективные нефтяные участки разобраны. А налоговая уравниловка уже давно съела половину нефтяной ренты, на которую ежегодно рассчитывала (но не получила!) Удмуртия.

О том, как жестко распоряжается своими полномочиями центр, гражданское общество республики может судить по истории с Белкамнефтью. У меня нет ни капли сомнения, что новый нефряной холдинг Удмуртии полностью разделит судьбу Белкамнефти. Только, пожалуй, благодаря Осколкову, чей менеджерский талант и стиль в сравнении с хорошавцевским более предпочтителен, это не будет так удручающе унизительно. Для республики и ее народонаселения, которые ничем не хуже тюменского или чукотского...

Момент истины

Есть еще, конечно, другой козырной "валет" - завод по утилизации ракетных двигателей. Который уже как бы не строится под Воткинском, не строится и в другом районе УР, но деньги-то уже за него получены и истрачены! Американцы про эти 100 млн. долларов уже три письма премьеру Касьянову написали. Последнее - в ультимативной форме. Но опять же - если и привлекут Госсовет УР к очередному обсуждению этого скандального проекта, то только уже в добровольно-принудительном порядке...

Недееспособность местной элиты приведет к тому, что управлять нашей экономикой и финансами, образованием и культурой будут пришлые "варяги", исходя из интересов своих политических кланов и финансово-промышленных групп, прописанных за тысячи километров от нашей, пока благословенной, Удмуртии. А пока - мертвая неподвижность маятника выборной демократии УР и первое место в Приволжском федеральном округе по количеству чиновников на душу населения.

Одним словом, караул устал. Эту роковую фразу легендарного матроса Железняка скажет нашей выборной власти не электорат, которого давно никто не слушает, а Москва. Сразу как только федеральный центр решит, что момент настал, момент горькой для наших законников истины.
Иван ПАСТУХОВ

|Оглавление|

   Лента новостей


Погода в Ижевске

Либеральная Россия
 
     Webmaster

InterReklama