N 3(30) Пятница * 24 января 2003г. | издатель ООО "РГ"Ижевск Вечерний" |
|
ЖэКэХа без ха-ха-ха Холода и связанная с ними проблема теплоснабжения "подогрели" интерес как к самому жилищно-коммунальному хозяйству, так и его реформе. Депутаты Государственной думы, вознамерившись найти ответственного за выход из строя системы подачи тепла, за страдания замерзающих в своих домах людей, потребовали отчет непосредственно от главы правительства Михаила Касьянова, а его заместителя Виктора Христенко и председателя РАО ЕЭС Анатолия Чубайса даже слушать не стали. Понимая, что его будут гонять по всему "предмету" сразу и засыпать дополнительными вопросами, премьер запросил побольше времени и пообещал приехать в Думу аж только 12 февраля. Спрашивается: неужели ЖКХ такой сложный проблемный узел, что до сих пор его никто не в силах развязать? Да не сложнее других, просто болезненнее, потому что затрагивает жизненно важные потребности подавляющего большинства граждан. Для движения в этом направлении требуется новое экономическое мышление местной власти и политическая воля руководства страны, чтобы держать под контролем претворение системных преобразований в жизнь. Но ждать "поумнения" от провинциального чиновничества бесполезно. Средствами законов им нужно управлять, погонять и направлять в нужное русло, в противном случае проблема будет только загнана в угол. Например, в Ижевске, чтобы не допустить перебоев с подачей тепла, ничего умнее не придумали, как поднять тарифы на оплату коммунальных услуг. С февраля квартплата у ижевчан значительно увеличится.
Краеугольный камень реформы Во всяком случае, высказывания депутатов Госдумы свидетельствуют, что многие из них не вполне владеют темой. Спору нет, все они горазды произносить округлые фразы, топтать общие места, вместо того чтобы найти точку опоры в системе. Даже фракция "Яблоко", которая наиболее плотно занималась жилищно-коммунальными проблемами, ее не нащупала. При том что его лидеры в своих выступлениях верно называли все звенья: товарищества собственников жилья (ТСЖ), конкуренция в ЖКХ, ликвидация коммунальных монополистов и т. д., и .т. п. Создается впечатление, что, когда доходит до дела, все испытывают затруднение в правильной расстановке этих звеньев - с учетом последовательности практических действий. Так, проблему создания ТСЖ традиционно связывают с необходимостью их финансирования на первых порах - чтобы, дескать, смогли встать на ноги. Понятно, что, когда речь заходит о финансах, дело заходит в тупик. В действительности денег для ТСЖ требует не больше, чем сейчас. Поскольку они всего лишь берут на себя функции управления жилым фондом вместо единой управляющей компании, их деятельность осуществляется на тех же принципах. Более того, если ГЖУ за свою работу вычитает из квартплаты жителей Ижевска четыре процента, то ТСЖ обходится гораздо дешевле. Расходы на управленческий персонал в домах, где созданы ТСЖ сегодня значительно меньше. Деньги при создании ТСЖ, конечно, необходимы, но небольшие - нужда в них возникает в процессе регистрации в различных государственных органах. Эти средства всегда могли позволить себе бюджеты всех городов, тем более если их растянуть на несколько лет. Теперь же, при форсировании событий, кое-кому из местных властей общая сумма может показаться слишком значительной. Но даже и в этом случае достаточно предусмотреть льготные условия для ТСЖ, скажем в той же регистрационной палате. Все эти муниципальные и государственные конторы, от которых зависит путевка в жизнь для ТСЖ, и так богаты не в меру. Однако, как показывает опыт, главная проблема создания ТСЖ не финансовая, а административная. Просто местные власти не заинтересованы в том, чтобы денежные потоки ЖКХ вышли из-под контроля бюрократии.
Всё могут короли. Но не хотят Пропагандистских кампаний власть не проводит, хотя делать это умеет, тем более что средства для популяризации идей реформы ЖКХ выделялись и выделяются до сих пор регулярно. Однако в Ижевске, например, эти средства предусмотрены в расходах ГЖУ, и, понятно, что тратить их учреждение будет исключительно на рекламу собственной деятельности. Тогда как смысл реформы заключается как раз в обратном - в избавлении жилищно-коммунального хозяйства городов от таких вот монополистов. Во-первых, ГЖУ управляет неэффективно, во-вторых, действует на незаконных основаниях. Возьмем несколько примеров. Сам статус ГЖУ - некоммерческое учреждение - не позволяет ему заниматься хозяйственной деятельностью, тогда как управление - это в первую очередь хозяйственная функция. Потому и все договоры, якобы заключаемые между собственниками жилья, а также нанимателями жилой площади с ГЖУ, - не более чем "филькина грамота". Обслуживание и эксплуатация домов требует должной правовой основы, и ТСЖ позволит ее создать. Сегодня ГЖУ сдает в аренду места общего пользования, права на которые принадлежат собственникам квартир. При этом проконтролировать его расходы достаточно трудно. Известны случаи нецелевого использования арендных средств. Однозначно, что домовладельцы распорядились бы доходами от использования подвалов, чердаков и первых этажей гораздо лучше - направили бы их на нужды своих же домов. И этих денег вполне могло хватить, чтобы облагородить придомовую территорию или поставить в подъездах домофоны и тем самым покончить с безобразием на лестничных клетках.
Монополисты, да не те Роль организатора должны взять на себя администрация города и общественные организации, включившие в свой устав такую миссию. Голос муниципалитета во многих случаях может быть решающим, потому что еще достаточно много квартир является муниципальной собственностью. В конечном счете собранию собственников решать вопрос об управлении общим имуществом: либо самим управлять, либо принять на работу управляющего, который и будет заключать договоры на обслуживание и эксплуатацию домов. Теоретически распределение подрядов должно производиться на конкурсной основе, но, конечно, нельзя доводить дело до абсурда. Существование в муниципальном хозяйстве ряда естественных монополий на сегодняшний день оправданно. Речь идет о предприятиях, управляющих системами коммуникаций - водоснабжением, газоснабжением, теплоснабжением. Муниципальное предприятие "Электрические сети" тоже монополист. Оно существует обособленно, самостоятельно собирает абонентскую плату, но никто и не думает его расчленять. Единственное, что необходимо сделать, - это поставить под жесткий общественный контроль тарифы энергетиков. Имеет смысл согласиться и с монополией Ижводоканала, Горгаза, Горкоммунтеплосетей - на тех же условиях.
Кадры в конечном счете будут решать всё Обязанностью муниципальных управляющих компаний станет установка приборов учета. Потребители тепла, воды и газа должны оплачивать счета по показаниям счетчиков, а не на основе усредненных нормативов. При этом систему расчетов можно построить таким образом, чтобы деньги поступали предприятиям напрямую или транзитом через счета ТСЖ. На прочие виды услуг, такие, как обслуживание жилья и придомовой территории, вывоз мусора, эксплуатация лифтов и др., управляющие ТСЖ могут самостоятельно устраивать конкурсы среди подрядчиков, а затем осуществлять контроль за их деятельностью. Таким образом, жители избавятся от необходимости слать жалобы в различные инстанции, потому что появится конкретный человек, ответственный за содержание дома. Есть, конечно, определенная проблема подготовки таких управляющих, тем более что их понадобиться достаточно большое количество. Но и она решается - за счет тех же специалистов ГЖУ, штат которого будет неизбежно сокращен. Кроме того, для этой работы созрели и многие старшие по домам. К тому же в Ижевске имеется строительный факультет ИжГТУ, который способен подготовить необходимое количество управдомов.
Без работы никто не останется
Схема управления жилищно-коммунального хозяйства, предложенная в данной статье, выстроена с учетом принятого федерального законодательства. Не исключено, что некоторые моменты могут показаться кому-то спорными, но главное, чтобы дискуссия по этой проблеме состоялась, и город не на словах, а на деле вплотную занялся реформой ЖКХ. Ирина МИРОЛЮБОВА |
|
  |
Webmaster |