Либеральная Удмуртия
* ОБЩЕСТВЕННО - ПОЛИТИЧЕСКАЯ ГАЗЕТА * ОБЩЕСТВЕННО - ПОЛИТИЧЕСКАЯ ГАЗЕТА * ОБЩЕСТВЕННО - ПОЛИТИЧЕСКАЯ ГАЗЕТА *
N 3(30) Пятница * 24 января 2003г. издатель ООО "РГ"Ижевск Вечерний" Письмо





Ваш E-mail



Поиск
на Либеральной Удмуртии на Яндексе
Наши партнеры
Ресурсный центр поддержки НГО
Rambler's Top100
  

ЖэКэХа без ха-ха-ха

Холода и связанная с ними проблема теплоснабжения "подогрели" интерес как к самому жилищно-коммунальному хозяйству, так и его реформе. Депутаты Государственной думы, вознамерившись найти ответственного за выход из строя системы подачи тепла, за страдания замерзающих в своих домах людей, потребовали отчет непосредственно от главы правительства Михаила Касьянова, а его заместителя Виктора Христенко и председателя РАО ЕЭС Анатолия Чубайса даже слушать не стали. Понимая, что его будут гонять по всему "предмету" сразу и засыпать дополнительными вопросами, премьер запросил побольше времени и пообещал приехать в Думу аж только 12 февраля.

Спрашивается: неужели ЖКХ такой сложный проблемный узел, что до сих пор его никто не в силах развязать? Да не сложнее других, просто болезненнее, потому что затрагивает жизненно важные потребности подавляющего большинства граждан. Для движения в этом направлении требуется новое экономическое мышление местной власти и политическая воля руководства страны, чтобы держать под контролем претворение системных преобразований в жизнь.

Но ждать "поумнения" от провинциального чиновничества бесполезно. Средствами законов им нужно управлять, погонять и направлять в нужное русло, в противном случае проблема будет только загнана в угол. Например, в Ижевске, чтобы не допустить перебоев с подачей тепла, ничего умнее не придумали, как поднять тарифы на оплату коммунальных услуг. С февраля квартплата у ижевчан значительно увеличится.

Краеугольный камень реформы
Неразбериха, царящая в жилищно-коммунальном хозяйстве, в немалой степени связана с тем, что руководят этой отраслью люди, имеющие о ней самое смутное представление. По мнению Михаила Прусака, губернатора Новгородской области, в правительстве Российской Федерации нет ни одного человека, кто был бы знаком с системой ЖКХ города или поселка не понаслышке. То же самое можно сказать и о руководителях на местах. Так, в частности, начальник Городского жилищного управления Ижевска Николай Костин человек в городском хозяйстве тоже новый. Мало того что реформу ЖКХ надо было проводить еще вчера, так городу придется ждать, пока "свежая" голова въедет в проблему и наберется смелости, чтобы что-то сделать. А между тем найти конец, за который нужно потянуть, чтобы вытянуть всю цепочку, неспециалисту достаточно сложно.

Во всяком случае, высказывания депутатов Госдумы свидетельствуют, что многие из них не вполне владеют темой. Спору нет, все они горазды произносить округлые фразы, топтать общие места, вместо того чтобы найти точку опоры в системе. Даже фракция "Яблоко", которая наиболее плотно занималась жилищно-коммунальными проблемами, ее не нащупала. При том что его лидеры в своих выступлениях верно называли все звенья: товарищества собственников жилья (ТСЖ), конкуренция в ЖКХ, ликвидация коммунальных монополистов и т. д., и .т. п. Создается впечатление, что, когда доходит до дела, все испытывают затруднение в правильной расстановке этих звеньев - с учетом последовательности практических действий.

Так, проблему создания ТСЖ традиционно связывают с необходимостью их финансирования на первых порах - чтобы, дескать, смогли встать на ноги. Понятно, что, когда речь заходит о финансах, дело заходит в тупик. В действительности денег для ТСЖ требует не больше, чем сейчас. Поскольку они всего лишь берут на себя функции управления жилым фондом вместо единой управляющей компании, их деятельность осуществляется на тех же принципах. Более того, если ГЖУ за свою работу вычитает из квартплаты жителей Ижевска четыре процента, то ТСЖ обходится гораздо дешевле. Расходы на управленческий персонал в домах, где созданы ТСЖ сегодня значительно меньше.

Деньги при создании ТСЖ, конечно, необходимы, но небольшие - нужда в них возникает в процессе регистрации в различных государственных органах. Эти средства всегда могли позволить себе бюджеты всех городов, тем более если их растянуть на несколько лет. Теперь же, при форсировании событий, кое-кому из местных властей общая сумма может показаться слишком значительной. Но даже и в этом случае достаточно предусмотреть льготные условия для ТСЖ, скажем в той же регистрационной палате. Все эти муниципальные и государственные конторы, от которых зависит путевка в жизнь для ТСЖ, и так богаты не в меру. Однако, как показывает опыт, главная проблема создания ТСЖ не финансовая, а административная. Просто местные власти не заинтересованы в том, чтобы денежные потоки ЖКХ вышли из-под контроля бюрократии.

Всё могут короли. Но не хотят
Местное чиновничество, если его спросить, конечно, ни за что не признается, что оно умышленно тормозит процесс объединения собственников жилья. Крайними, по мнению властей, являются сами граждане, которые не проявляют сознательности и активности. На что можно уверенно возразить: просто-напросто население не владеет нужной информацией.

Пропагандистских кампаний власть не проводит, хотя делать это умеет, тем более что средства для популяризации идей реформы ЖКХ выделялись и выделяются до сих пор регулярно. Однако в Ижевске, например, эти средства предусмотрены в расходах ГЖУ, и, понятно, что тратить их учреждение будет исключительно на рекламу собственной деятельности. Тогда как смысл реформы заключается как раз в обратном - в избавлении жилищно-коммунального хозяйства городов от таких вот монополистов. Во-первых, ГЖУ управляет неэффективно, во-вторых, действует на незаконных основаниях. Возьмем несколько примеров. Сам статус ГЖУ - некоммерческое учреждение - не позволяет ему заниматься хозяйственной деятельностью, тогда как управление - это в первую очередь хозяйственная функция. Потому и все договоры, якобы заключаемые между собственниками жилья, а также нанимателями жилой площади с ГЖУ, - не более чем "филькина грамота". Обслуживание и эксплуатация домов требует должной правовой основы, и ТСЖ позволит ее создать.

Сегодня ГЖУ сдает в аренду места общего пользования, права на которые принадлежат собственникам квартир. При этом проконтролировать его расходы достаточно трудно. Известны случаи нецелевого использования арендных средств. Однозначно, что домовладельцы распорядились бы доходами от использования подвалов, чердаков и первых этажей гораздо лучше - направили бы их на нужды своих же домов. И этих денег вполне могло хватить, чтобы облагородить придомовую территорию или поставить в подъездах домофоны и тем самым покончить с безобразием на лестничных клетках.

Монополисты, да не те
Сегодня организация товариществ собственников жилья должна стать массовым явлением. И лучше всего создавать ТСЖ не в каждом доме, а на базе группы домов, компактно расположенных. Для этого не нужно устраивать грандиозных сборищ с участием всех жильцов - собственники квартир могут делегировать свои полномочия старшим по дому. Как правило, это наиболее активные и грамотные граждане, пользующиеся доверием большинства жильцов. Таким образом получится вполне компактное собрание из 10-15 человек.

Роль организатора должны взять на себя администрация города и общественные организации, включившие в свой устав такую миссию. Голос муниципалитета во многих случаях может быть решающим, потому что еще достаточно много квартир является муниципальной собственностью.

В конечном счете собранию собственников решать вопрос об управлении общим имуществом: либо самим управлять, либо принять на работу управляющего, который и будет заключать договоры на обслуживание и эксплуатацию домов. Теоретически распределение подрядов должно производиться на конкурсной основе, но, конечно, нельзя доводить дело до абсурда. Существование в муниципальном хозяйстве ряда естественных монополий на сегодняшний день оправданно. Речь идет о предприятиях, управляющих системами коммуникаций - водоснабжением, газоснабжением, теплоснабжением. Муниципальное предприятие "Электрические сети" тоже монополист. Оно существует обособленно, самостоятельно собирает абонентскую плату, но никто и не думает его расчленять. Единственное, что необходимо сделать, - это поставить под жесткий общественный контроль тарифы энергетиков. Имеет смысл согласиться и с монополией Ижводоканала, Горгаза, Горкоммунтеплосетей - на тех же условиях.

Кадры в конечном счете будут решать всё
Сегодня вышеперечисленные предприятия только обслуживают сети и работают на подряде у ГЖУ. Лучше, если город передаст им коммуникации в доверительное управление, и таким образом они смогут быть преобразованы в муниципальные управляющие компании. В этом случае мы уже можем рассчитывать на эффективное управление муниципальной собственностью, потому что предприятия будет заинтересованы в снижение издержек при эксплуатации сетей. Кроме того, у них появится интерес и в развитии конкурентной среды среди обслуживающих организаций. Подряды на производство отдельных работ, а также обслуживание и эксплуатация участков сетей должны быть выставлены на конкурс.

Обязанностью муниципальных управляющих компаний станет установка приборов учета. Потребители тепла, воды и газа должны оплачивать счета по показаниям счетчиков, а не на основе усредненных нормативов. При этом систему расчетов можно построить таким образом, чтобы деньги поступали предприятиям напрямую или транзитом через счета ТСЖ. На прочие виды услуг, такие, как обслуживание жилья и придомовой территории, вывоз мусора, эксплуатация лифтов и др., управляющие ТСЖ могут самостоятельно устраивать конкурсы среди подрядчиков, а затем осуществлять контроль за их деятельностью. Таким образом, жители избавятся от необходимости слать жалобы в различные инстанции, потому что появится конкретный человек, ответственный за содержание дома.

Есть, конечно, определенная проблема подготовки таких управляющих, тем более что их понадобиться достаточно большое количество. Но и она решается - за счет тех же специалистов ГЖУ, штат которого будет неизбежно сокращен. Кроме того, для этой работы созрели и многие старшие по домам. К тому же в Ижевске имеется строительный факультет ИжГТУ, который способен подготовить необходимое количество управдомов.

Без работы никто не останется
Очевидно, что будущего у такой структуры, как ГЖУ, - в том виде, в котором она сейчас существует, - нет. Но у города остается необходимость в органе, который, во-первых, занимался бы стратегическим планированием городского хозяйства и координацией программ развития альтернативных источников коммунальных благ, а во-вторых, являлся бы связующим звеном между самостоятельно хозяйствующими субъектами и администрацией города, то есть решал все вопросы по бюджетным дотациям, льготам и субсидиям. Тем более что на сегодняшний день ТСЖ пока не в состоянии решить такую важную задачу, как капитальный ремонт домов. Имеется большой резон в том, чтобы плату за капремонт не аккумулировать на отдельных счетах ТСЖ, а направлять в единый городской фонд, а оттуда уже, в порядке очередности, производить финансирование капитальных ремонтов. И здесь без помощи государства не обойтись, потому что, собирая в течение десятков лет средства на капремонт, оно задолжало гражданам огромные суммы. Все их необходимо подсчитать и оформить в виде долга перед ТСЖ.

Схема управления жилищно-коммунального хозяйства, предложенная в данной статье, выстроена с учетом принятого федерального законодательства. Не исключено, что некоторые моменты могут показаться кому-то спорными, но главное, чтобы дискуссия по этой проблеме состоялась, и город не на словах, а на деле вплотную занялся реформой ЖКХ.

Ирина МИРОЛЮБОВА
|Оглавление|

   Лента новостей


Погода в Ижевске

Либеральная Россия
 
     Webmaster
UdmExchange. Сеть обмена баннерами.