N 3(30) Пятница * 24 января 2003г. | издатель ООО "РГ"Ижевск Вечерний" |
|
"Если Вам понравилось - приходите ещё" 1 февраля ижевских меломанов ждет очередная встреча с Даниилом Крамером и его гостями в рамках абонемента "Джазовая музыка в академических залах" Фраза выскочила совершенно естественно: "...с Даниилом Крамером и его гостями". Самого Даниила Борисовича гостем считать как-то уж и не пристало - он полноправный хозяин джазовых вечеров в Ижевске, к которым мы так привыкли за последние три (четыре?) года. Облагодетельствовать провинцию, казалось бы, несложно, тем более что, "когда не хватает джаза" - у нас не преходящее состояние души, а печальная повседневность "уездного городка" - пойти-то некуда. То есть приезжай любой и получай себе полный аншлаг и ликование зрителей. Не тут-то было. "Ликование" может не состояться по причинам весьма прозаическим - цены кусаются. Это в застойные времена местные фанаты от музыки и театра могли быть куда осведомленней столичного жителя и позволяли себе "культурные мероприятия" в Москве и Питере круглый год (абонемент в московскую филармонию плюс, скажем, плацкарта до первопрестольной раз в месяц были по карману любому врачу, по крайней мере, сумма реальная - если уж очень хочется). А нынче и те немногочисленные концерты, что случаются у нас в городе, - непозволительная роскошь для большинства. Взять хотя бы последнее значительное событие - совместный проект Игоря Бутмана и Ларисы Долиной. Сколько о нем было сказано, в том числе и самими исполнителями, по TV - слюнки текли от желания посмотреть и послушать. И вот Бутман с Долиной в Ижевске. Самые дешевые билеты - 500 рублей. "Молчи, грусть, молчи", - только и остается сказать себе и утешиться тем, что не за горами февраль и очередной концерт "самого демократичного" джазового абонемента, цены на который до сих пор самые "лояльные". Поначалу "Вечера джаза" принимал зал ДК "Металлург" - самый, пожалуй, удачный из всех концертных площадок города - и по акустике, и по удобству для зрителей, по комфорту и той атмосфере душевности и праздника, которая там обычно царила. Здесь же проходили и первые ежегодные джазовые фестивали. Но потом всеми вышеперечисленными достоинствами "Металлурга" не преминули воспользоваться в целях опять-таки прозаических (переориентировали на кинотеатр), в результате чего он, видимо, навсегда потерян для концертной деятельности, а джазовый абонемент вынужден был перебраться в скромный зал филармонии. На сцене филармонии двум пианистам одновременно выступать сложно, и два рояля здесь, конечно, не увидишь. Потому и устроили на очередном концерте Даниил Крамер и его гость Валерий Гроховский своеобразную музыкальную эстафету (если не сказать чехарду!): по очереди, бегом, посмеиваясь над собой и друг другом - от рояля к синтезатору и обратно, так, чтобы не прерывалась музыка. Что же заставляет этих двух маститых пианистов, которых знает мир, которые летают себе что ни месяц в Париж (и не для того, конечно, чтобы "увидеть и умереть", а чтобы работать, жить, общаться с родственниками и друзьями), - шалить и хулиганить, как мальчишки, на маленькой провинциальной сцене? Наверное, то, что и есть душа и дух джаза - свобода. Которую не купишь за деньги, которой не помеха интерьеры (недаром Крамер любит повторять: "Музыка делается в подвалах, а не во дворцах"), которая признает только доверительное общение на равных, без высокомерия и поддавков. Помню, в рамках одного из джазовых фестивалей, выступление Давида Голощекина. Выйдя на сцену, саксофонист-легенда начал с замечания о том, что аудитория в Филадельфии встречает его аплодисментами не в пример гуще, нежели наши, провинциальные. Ижевчане поправили свою оплошность, на что маэстро, чуть смягчившись, продолжил... часовую лекцию теоретического характера, перемежавшуюся пятиминутными соло. Сарказма и апломба хватило на всех (досталось, кстати, и Даниилу Крамеру: "Этак-то и я могу," - прокомментировал саксофонист и сел за рояль). Напряженная, неконтактная атмосфера в зале разрешилась весьма знаковым курьезом: не выдержала электропроводка на сцене. Подергав провода тут и там, Голощекин попробовал было обойтись без аппаратуры вообще, сыграть так сказать живьем, но надолго его не хватило. Чертыхнувшись и, видимо, вспомнив еще раз Филадельфию, маэстро ушел со сцены задолго до конца своего "регламента". Провинцию облагодетельствовать нетрудно, труднее ее уважать. Так, чтобы это уважение вернулось к тебе потом сторицею. Впрочем, ни Крамер, ни его гости наверняка об этом и не задумываются - всё происходит само собой. Просто люди занимаются своим любимым делом и делают его с удовольствием, до пота, и улыбка не сходит с их лиц. Тихо улыбается за роялем Вааган Арапетян (живущий в той же Филадельфии и не вспоминающий о ней "всуе"), улыбается широкой улыбкой смуглокожая американка Отелла Далас (отработавшая в свои восемьдесят программу на одном дыхании), загадочная улыбка Гомера блуждает по губам Сергея Манукяна, улыбка смущения Анатолия Кузнецова (в то время как Даниил Крамер представляет его зрителям в суперпревосходных и законно заслуженных степенях) без слов призывает: не надо слов, давай же играть. А то, что Даниил Крамер и его гости, как правило, не выходят на бис, это не высокомерие "столичных штучек". Они сделали свое дело к нашему общему удовольствию, они устали. Да и, по правилам хорошего тона, как из-за стола, так и с концерта нужно уходить с чувством "легкого голода". Не выходить на бис - это правило нашей общей игры, это обещание скорой встречи, это наш пароль: "Если вам понравилось - приходите еще". Именно эти слова скажет нам Даниил Крамер в конце вечера. Юлия ФУРМАНДДК: досье Даниила Крамера Даниила Крамера в Ижевске знают многие. К его имени на афишах филармонии скоро привыкнут так же, как, скажем, к словосочетанию "улица Пушкинская". Свой человек, одним словом. А своего человека нужно знать "в доску". Пора заводить "досье"!
|
|
  |
Webmaster |