N 13(40) Пятница * 5 декабря 2003г. | издатель ООО "РГ"Ижевск Вечерний" |
|
Открытое письмо президенту РФ Владимиру Путину Глубокоуважаемый Владимир Владимирович!В свете обострения политической борьбы по стратегическим вопросам социально-экономического развития страны считаем своим долгом обратиться к Вам с предложениями по формированию механизмов социального партнерства и сотрудничества в общенациональных интересах. Несмотря на формально благополучные макроэкономические показатели, объективно социально-экономическая ситуация в стране остается кризисной. Согласно социологическим опросам 47% российских граждан считают, что "события ведут нас в тупик", 85% - что государство или в малой степени, или практически никак не осуществляет социальную защиту граждан, 88 % граждан считают крупные состояния добытыми незаконно. Главная причина социального напряжения - сложившееся в последние 15 лет расслоение общества по уровню доходов, превосходящее все допустимые нормы. Это вопиющее социальное неравенство - следствие несправедливого распределения национального дохода, что, в свою очередь, подавляет социально-экономическое развитие страны. Высокие доходы у нас получают не те, кто хорошо и с пользой работает, а те, кто присваивает чужое - государственную собственность и природные ресурсы, а также злоупотребляет монопольным положением, завышая цены и занижая оплату труда. Такая "самоедская экономика" не имеет перспективы. Так, доля заработной платы в структуре использования национального дохода почти вдвое меньше вклада труда в создание национального дохода. Это не только несправедливо, но и экономически неэффективно, так как ведет к занижению конечного спроса и, следовательно, к сдерживанию экономического роста. Причина - бесправное положение трудовых коллективов и наемных работников, зафиксированное в новом Трудовом кодексе, а также невыполнение государством своих социальных обязательств. В частности, бюджетные ассигнования на науку, здравоохранение, культуру и национальную оборону в 2-3 раза ниже норм, установленных федеральными законами. Следствием этого становится недопустимо низкая оплата труда работников бюджетной сферы. В свою очередь, занижение оплаты труда влечет за собой занижение пенсий, величина которых определяется социальным налогом, начисляемым на заработную плату. Для восстановления справедливой оплаты труда на негосударственных предприятиях необходимо расширить права трудовых коллективов и профсоюзов в отстаивании своих интересов, перейдя от отношений антагонизма и эксплуатации к отношениям социального партнерства и сотрудничества. В частности, важно законодательно закрепить право трудовых коллективов делегировать своих представителей в органы управления предприятиями, а также привести минимальную заработную плату в соответствие с прожиточным минимумом. Практика управления предприятиями в развитых странах давно исходит из выгодности социального партнерства - вовлечение трудящихся в управление позволяет резко поднять производительность труда и эффективность производства. В условиях, когда главным источником экономического роста стал научно-технический прогресс, экономия на заработной плате - явный анахронизм. Перевод отношений работодателей и наемных работников на основы социального партнерства позволит активизировать "человеческий фактор" - основной двигатель развития современной экономики. Повышение оплаты труда в бюджетной сфере определяется величиной государственного бюджета. В настоящее время она явно занижена по сравнению со стандартами развитых стран и требованиями переходного периода. Вместе с тем, подавляющая часть доходов от государственной собственности не контролируется государством и присваивается в частных интересах. В частности, занижается доля государства, которое как собственник недр и других природных ресурсов общенационального значения вправе претендовать на природную ренту, величина которой достигает 50 млрд. долл. в год, в том числе образующейся при эксплуатации месторождений углеводородов - 40 млрд долл. в год. Значительная часть природной ренты остается за рубежом в результате невозврата валютной выручки от экспорта сырьевых товаров. Возврат ее государству позволит не только резко сократить вывоз капитала, но и направить эти средства на решение острых социальных проблем, стимулирование научно-технического прогресса и инновационной активности, что также будет способствовать экономическому росту. В разработанной нами концепции налогово-бюджетной политики предлагается за счет введения налога на сверхприбыль от добычи углеводородов, а также мер по предотвращению нелегального вывоза капитала и других источников увеличить доходы федерального бюджета на 523 млрд руб. При отказе от показушного бюджетного профицита увеличение бюджетных возможностей государства составит 606 млрд руб. Это позволило бы уже в будущем году проиндексировать зарплату работникам бюджетных отраслей, увеличив ее, в среднем, до уровня 7, 5 тыс. руб в месяц и повысив минимальную заработную плату до 1000 руб, увеличить до 1000 руб. в месяц стипендии студентам и денежное довольство военнослужащим срочной службы. На 66, 9 млрд руб. можно было бы увеличить финансирование расходов на науку, на 89 млрд. руб. - на образование, на 27, 5 млрд. руб. - на здравоохранение. Мы предлагаем восстановить бюджет развития, предусмотрев в нем 113 млрд. руб. дополнительных ассигнований на капиталовложения на безвозвратной основе, в том числе на развертывание системы государственной поддержки экспорта высокотехнологичной продукции, на модернизацию жилищно-коммунального хозяйства в целях энергосбережения и снижения эксплуатационных затрат. В целом справедливое распределение национального дохода позволит удвоить заработную плату и в полтора раза увеличить возможности государства даже при нынешнем уровне экономической активности. Это позволит также резко сократить нелегальный вывоз капитала и обеспечить стимулирование инновационной и инвестиционной активности, существенно повысить конечный спрос, что будет способствовать экономическому росту. Бесперспективность сложившейся модели экономической политики, ведущей к подрыву стимулов к производительности труда, подавлению внутреннего рынка, в последнее время все отчетливее осознается не только миллионами оказавшихся в бедности людей, но и деловыми кругами страны. В частности, по инициативе Российского союза промышленников и предпринимателей обсуждается возможность своеобразного соглашения между крупным бизнесом и государством. При этом крупный бизнес выражает готовность взять на себя долю ответственности за развитие социальной сферы в обмен на определенные гарантии со стороны государства, суть которых, однако, не раскрывается. Можно было бы только приветствовать обострение чувства социальной ответственности у российских деловых кругов, если бы не одно обстоятельство: во всех идеях контракта между бизнесом и государством начисто отсутствует общество, российский народ. Между тем, именно народ служит источником власти в демократической системе, именно труд людей созидает национальное достояние. И поэтому общество должно быть непременно и обязательно представлено в любом соглашении подобного рода, должно участвовать в выработке и формулировании его условий. Соглашение может быть только трехсторонним, это должен быть взаимный контракт между обществом, государством и бизнесом, зафиксированный федеральными законами. Нами внесен в Государственную Думу проект закона "Об ответственности органов федеральной исполнительной власти за обеспечение конституционного права граждан РФ на достойную жизнь и свободное развитие", предусматривающий введение ответственности исполнительных органов государственной власти за ухудшение качества и уровня жизни граждан. В нем предлагается процедура ежегодной оценки итогов деятельности Правительства РФ и предусматриваются правовые последствия снижения уровня жизни людей. Целевые ориентиры показателей уровня жизни населения и необходимые для их достижения меры государственной социально-экономической политики формулируются в результате согласования интересов граждан, социальных групп, корпораций, муниципальных образований, общественных объединений, органов государственной власти и оформляются соглашением между всеми участниками переговорного процесса. В случае снижения уровня жизни правительство должно уходить в отставку. К сожалению, принятие этого законопроекта блокируется правительством и думским большинством. Преодоление социальной конфронтации и проведение ответственной политики в целях подъема общественного благосостояния требует формирования соответствующей правовой основы. В этих целях предлагается принять подготовленные нами проекты законов: "Об ответственности органов федеральной исполнительной власти за обеспечение конституционного права граждан РФ на достойную жизнь и свободное развитие"; "О внесении изменений и дополнений в Часть вторую Налогового кодекса РФ" (о налоге на дополнительный доход от добычи углеводородов) и другие законы, предусматривающие изъятие природной ренты в доход государства (о плате за недра, о гидроэнергетике, о платежах за загрязнение окружающей среды); "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об акционерных обществах", а также в Трудовой и Гражданский кодексы, закрепляющие права трудовых коллективов на участие в управлении предприятиями. |
|
  |
Webmaster |