N 7(34) Пятница * 21 февраля 2003г. | издатель ООО "РГ"Ижевск Вечерний" |
|
...плюс электрофикция всей страны? Внимание российских СМИ по-прежнему приковано к проблеме реформирования РАО ЕЭС. Так, в частности, "Российская газета" за 14-15 января опубликовала статью помощник президента РФ Андрея Илларионова с критикой варианта реформы, предложенного Анатолием Чубайсом (фрагмент этой статьи был напечатан в № 3 "ЛУ" за 24.01.2003). В ответ на нее РАО ЕЭС изложило свою позицию. Текст заканчивался следующими словами: "РАО "ЕЭС России" - прозрачная компания, открытая для дискуссии о текущих проблемах и перспективах развития электроэнергетики. Мы всегда готовы предоставить общественности объективную информацию, отражающую реальное положение дел в энергетическом комплексе". Воспользовавшись данным заявлением, мы решили задать несколько вопросов генеральному директору ОАО "Удмуртэнерго" Валерию Николаевичу Чистякову. - Нам известно, что Удмуртэнерго рассматривался как опытный полигон проведения реформ. Какие структурные преобразования были проведены в акционерном обществе и какие они дали результаты? - ОАО "Удмуртэнерго" действительно в числе первых вышло на органы управления страны и РАО "ЕЭС России" с проектом преобразования энергосистемы. Руководствуясь принципом "не навреди", команда менеджеров акционерного общества глубоко проанализировала и просчитала все варианты реформирования. После этого представленный проект был одобрен правительством и президентом УР, а также советом директоров РАО "ЕЭС России" и согласован на заседании комиссии правительства РФ по реформированию электроэнергетики. Суть проекта - разделение энергосистемы по видам деятельности (сетевой бизнес, генерация энергомощностей и сбыт) во главе с управляющей энергетической компанией, привлечение инвестиций и повышение надежности работы. Акционерное общество "Удмуртэнерго" практически готово к реформированию энергосистемы, но реализация данного проекта сдерживается отсутствием законодательной базы. - В Удмуртии создана частная энергетическая компания, которая, наряду с Удмуртэнерго, занимается поставками электрической энергии удмуртским предприятиям. На каких условиях работает эта компания с Удмуртэнерго, которой, как мы полагаем, принадлежат до сих пор сети? - Реформа предполагает разделение сфер деятельности в энергетике на конкурентные (рыночные) и регулируемые государством. Одна из рыночных сфер деятельности - это деятельность по покупке и продаже энергии. Рынок электроэнергии имеет два сегмента: оптовый, где осуществляется покупка энергии энергоснабжающими организациями регионов страны, и розничный - продажа потребителям внутри регионов. И если на оптовом рынке в настоящее время организовываются элементы конкуренции, то на розничном рынке конкурентный сектор появится только после принятия Государственной думой соответствующих законов. Не дожидаясь этого, коммерческие структуры пытаются заблаговременно получить определенный сектор конкурентного рынка, для чего создают организации - прообразы будущих энергосбытовых компаний. Не является исключением и наша республика, где так называемые независимые поставщики предлагают сегодня свои услуги по продаже электроэнергии крупным потребителям. Но здесь нужно отметить, что в данный момент эти структуры не имеют возможности осуществлять свои обещания, особенно в части "козырных" - более дешевого, чем у энергосистемы, тарифа. Сейчас в Удмуртии нет потребителей, реально покупающих энергию у независимых поставщиков. Ни один потребитель акционерного общества "Удмуртэнерго" в текущем году не отказался от заключения договора на энергоснабжение ни частично, ни полностью ввиду смены поставщика. В лице упомянутых коммерческих структур энергосистема видит не только своих будущих конкурентов, но и партнеров по взаимодействию на конкурентном рынке энергетического комплекса. Но всему свое время. Чтобы предотвратить возможные негативные последствия и обеспечить устойчивое энергоснабжение потребителей региона, необходимо слаженное взаимодействие и энергетиков, и правительства республики, и администраций городов и районов в постепенном проведении энергетической реформы. - В свое время "ЛУ" публиковала сравнительную таблицу цен на электроэнергию в регионах России. В Ижевске один киловатт-час стоит 70 копеек, а вот в Казани, например, - 44 копейки. Чем объясняется такая разница? - Так как в Татарстане, в отличие от Удмуртии, нет скидок на электроэнергию для сельского населения, сравнивать следует не тарифы для городского населения (70 коп. - в Удмуртии и 44 коп. - в Татарстане), а средневзвешенный тариф для населения: 44 коп. - в Татарстане (население и городское, и сельское) и 59 коп. - в Удмуртии (70 коп. - город, 49 коп. - село). В отличие от ОАО "Удмуртэнерго", которое до 70 процентов электрической энергии вынуждено покупать на ФОРЭМ, ПО "Татэнерго" является сбалансирован ной и самодостаточной энергосистемой. При этом электроэнергия с ФОРЭМ в 2002 году обошлась ОАО "Удмуртэнерго" в 1,7 раз дороже собственного производства. РЭК Удмуртской Республики, выполняя постановления правительства Российской Федерации, работает над уменьшением бремени перекрестного субсидирования между промышленными предприятиями и населением. В 2002 году перекрестное субсидирование составило в Удмуртии 5,5%, в Татарстане - 12,6%. Наш комментарий Генеральный директор ОАО "Удмуртэнерго" Валерий Чистяков, как оказалось, мастер изящной словесности. Это надо уметь - ответить на вопросы так, чтобы всё выглядело вроде бы по существу, но не пролить при этом ни капли света на конкретные, практические мероприятия, направленные на реализацию реформы РАО ЕЭС. А ведь именно они представляют для общественности интерес, потому что за общими словами о благих целях реформы совершенно не просматриваются механизмы ее реализации. И потому усугубляется впечатление, что действия Анатолия Чубайса непродуманны, а намерения нецелесообразны. Вместо того чтобы снять недоверие людей и четко разложить по полочкам работу всех составляющих системы, он предпочитает напирать на риторику в духе рыночной патетики. Уроки прошлого, критика приватизационной кампании ничему его не научила. Ведь критиковали не саму приватизацию государственной собственности и передачу ее в частные руки, а опять-таки способы и методы ее проведения. Приватизация "по Чубайсу" привела к катастрофическим последствиям для страны: вместо миллионов собственников Россия получила горстку олигархов, которые завладели большей частью национальных богатств и проводят политику разрушения государства. Очевидно, что стиль Чубайса господствует в РАО ЕЭС. Менеджеры компании выражаются так же обтекаемо и гладко, в общем и целом. А в частности? Как в реальности будут конкурировать между собой предприятия по производству электроэнергии? Нам, например, непонятно. На наш взгляд, конкуренция имеет место на рынке, где представлены товары разного качества. Скажем, один производитель предлагает потребителям платье без карманов по десять рублей , а другой - такое же, но с карманами, зато на рубль дороже. Выбор - это когда с одной стороны простота и дешевизна, с другой - дополнительные удобства либо красота, кому что нравиться. Электроэнергия имеет одинаковые потребительские свойства, вырабатывай ее хоть на ГЭС, хоть на ТЭС, хоть на АЭС - всё едино. И все потребители заинтересованы покупать у того, чья электроэнергия дешевле, например у Красноярской ГЭС, где цена киловатт-часа стоит 17 копеек, против 30 копеек ижевской ТЭЦ-2. И что, в результате реформы у ижевских заводов появиться возможность покупать более дешевую сибирскую электроэнергию? Да, разумеется, нет. Сибирский гидроузел не сможет удовлетворить потребности всех потребителей России, и здесь не помогут никакие ушлые посредники. В силу объективных причин - природных, климатических, технологических - россияне используют различные источники электроэнергии, цена которой складывается из затрат на производство плюс транспортировку, но никак не зависит от способностей менеджеров. Если не устанавливать единую оптовую цену на электроэнергию, предприятия, расположенные рядом с генерирующими мощностями, будут иметь преимущества по сравнению с удаленными. (То же самое касается и рядовых потребителей-граждан.) И это несправедливо вообще и с точки зрения рационального планирования в частности - невозможно сосредоточить всех потребителей вокруг источников. Свободный рынок электроэнергии - вещь нереальная и неразумная, тогда как существование единого оптового рынка с регулируемой ценой электроэнергии продиктовано объективными условиями. Он не ущемляет прав тех, кто хорошо работает. Тот, кто много производит дешевой электроэнергии и зарабатывает больше других. Зачем предприятия по производству энергии делать частными? Чубайс говорит - чтобы привлечь инвестиции. Каким образом? Путем продажи государственных пакетов акций? Какая же это инвестиция? Да и имеет ли смысл такую стратегически важную отрасль, как энергетика, отдавать в руки частника, тем более иностранного. Это всё равно что приватизировать ядерную кнопку. Кроме того, приток дополнительных денег и рост цен - это две стороны одной медали. Все вложения должны окупиться - законы рынка действуют при любом собственнике. И вообще, так ли уж нужны электроэнергетике внешние вливания? На наш взгляд, денег в отрасли вполне достаточно, чтобы развиваться, если при этом оптимизировать затраты. Это тоже важная составляющая реформы, но ее почему-то не афишируют. Вот и Валерий Чистяков не сказал об этом ни слова, хотя нам известно, что какая-то работа в этом направлении ведется. Например, выведены за рамки основного производства ремонтные подразделения и социальные объекты и образовано дочернее предприятие Удмуртэнергоремонт, которое теперь якобы должно самостоятельно искать себе работу. А Удмуртэнерго, со своей стороны, должно проводить конкурсы на производство ремонтных работ. И вы думаете оно их проводит? Ничего подобного. Удмуртэнерго заключило договор с Удмуртэнергоремонтом, и все дела. Только вот начальников стало больше. Шансы найти другую нишу у новой структуры невелики. Вряд ли ТЭЦ из другой области привлечет на подряд наших рабочих - у них свои есть. Вот и выходит, что рынок существует формально. Далее. РАО ЕЭС объявило, что не работает с посредниками, а поставки нужного ей оборудования и сырья должны производиться на конкурсной основе. Но об этом Валерий Чистяков также не упоминает, потому что на самом деле ему похвастать нечем. У нас есть информация, что победителей тендеров назначают сверху, а потом Удмуртэнерго имеет с ними большие проблемы. Да и что это за производители угля с московской пропиской? Вот тебе и борьба с посредниками. Кстати о посредниках сбытовых. Зачем они нужны? Как ни верти, экономический смысл, оправдывающий их существование в условиях рынка, не просматривается. Об этом говорит и сам Валерий Чистяков. Им нет места сейчас и не видно перспектив в будущем. Тем не менее они существуют. Речь идет об эксклюзивной энергетической компании под руководством Сергея Чикурова. По нашим данным, он заключил договоры на поставку электроэнергии с Радиозаводом и Ижнефтемашем. По выражению одного энергетика, ему дали "убитых" потребителей, имеющих большие долги. Вообще-то, подобный термин больше применим к сельхозпредприятиям, а промышленные предприятия, может быть и имеющие какие-то задолженности перед энергетиками, убитым в буквальном смысле не назовешь. Более того, они в одночасье могут стать привлекательной добычей - в случае получения иностранных заказов, вокруг которых сейчас ведутся переговоры. Выглядит довольно странным, что Удмуртэнерго поделилось с частной посреднической компанией такими потребителями. А может, этот выбор не случаен, а может, за всем этим кроется какой-то план? Например, захвата предприятия с помощью преднамеренного банкротства (Чикурова в этом деле можно считать профессионалом). Такой способ "приобретения" собственности сейчас вовсю практикуется агрессивными финансово-промышленными группами. Конечно, это только наши предположения, но нам не удалось найти каких-то других разумных объяснений сложившейся комбинации. В заключение хотелось бы повторить, что рынок электроэнергии специфичен, а в плане его усовершенствования (проявляем инициативу) имеет смысл цену электроэнергии сделать общей для всех потребителей, независимо от региона. В противном случае, как пояснил Валерий Чистяков, энергодефицитные регионы проигрывают по сравнению с регионами с избыточным количеством электроэнергии (вспомните пример Удмуртии и Татарстана). Поэтому мы не находим оправдания реформам "по Чубайсу", нам хотелось бы более веских доказательств ее необходимости. Премьер Михаил Касьянов провел депутатов Госдумы как детей, взяв ответственность на себя. Дорогого ли стоят его гарантии, если неизвестно, сколько отпущено жизни самому правительству. Для того, чтобы реформа имела сторонников, нужны более зримые примеры функционирования всех составляющих энергосистемы в новых условиях. А для этого РАО ЕЭС надо стать еще более открытой, еще более прозрачной и предоставить объективную информацию общественности. Ирина МИРОЛЮБОВА |
|
  |
Webmaster |