N 7(34) Пятница * 21 февраля 2003г. | издатель ООО "РГ"Ижевск Вечерний" |
|
Для чиновника проблем не существует Кандидат экономических наук Герман Кривоногов продолжает начатый разговор (см. в "ЛУ" № 1 за 10.01.2003 г. материал "Ижевску урезают земельные права и деньги") о проблемах землепользования в нашем городе.
Вообще из последующего моего государственного опыта я пришел к заключению, что в России необходимо проводить реформы быстро и спешно, иначе они большей частью не удаются и затормаживаются. 11 декабря 2002 г. принято постановление вице-мэра Ижевска № 544 об установлении земельного налога на землю и арендной платы с учетом зон и вида хозяйственной деятельности начиная с 1.01.2003 г. Документ по времени и экономическому эффекту не однозначный. От постановления выиграли сельскохозяйственные предприятия, земли которых значительно подешевели. И это вполне справедливо, ибо их инженерно-производственная начинка (основа образования цены и стоимости земли в городе) минимальна: такие предприятия расположены в основном на окраине города, и им предстоят большие капвложения для достижения среднего уровня городского благоустройства. Зато значительно проигрывают предприятия торговли, бытового обслуживания, ремонта, строительства и промышленного производства. Рост ставок в этих отраслях значительный, и, видимо, разработчики и городская власть рассчитывают на значительные поступления финансовых ресурсов в регистрационную и городскую казну. Но не завышен ли этот аппетит? Прежде всего обращает на себя внимание значительная задержка региональных и местных постановлений по сравнению с российскими. Например: - Земельный кодекс РФ вступил в силу 30.10.2001 г., а правительство Удмуртии издало постановление о выкупной цене земли лишь 27 мая 2002 г. Тем самым исполнительная власть задержала реализацию решения центральной власти на территории УР на семь месяцев. Самое страшное здесь в том, что за эту задержку никто ответственности не несет, а ее издержки очень велики, и покрывать их должны предприниматели и жители города; - новые ставки земельного налога мэр г. Ижевска ввел с 1.01.2003 г. До этого они в течение десяти лет не менялись. Лишь с 1.01.2002 г. они были просто повышены в два раза, для того чтобы окупить неэффективное управление землепользованием в городе. Удивительно и то, что начальник управления по земельным ресурсам и землепользованию г-н Останин накануне введения новых ставок (ноябрь 2002 г.) публикует в печати старые ставки земельного налога и арендной платы для расчета выкупной цены земли. А ведь он главный ответственный за реализацию земельного законодательства - ему ли не знать (за 1,5 месяца) о новых ставках и предварительно информировать горожан? В истории Ижевска известны случаи, когда ставки земельного налога вводились в действие одновременно с выходом федерального закона. Это было, например, 1.01.1992 г., когда начал действовать закон "О плате за землю". Кому выгодны такие задержки местного законодательства в вопросах реализации важнейших мероприятий реформ? Делается это умышленно или из-за недостатка опыта и профессионализма, а может, по традиционной российской глупости? Совершенно убивает предпринимательство г. Ижевска взаимодействие двух постановлений: совминовского № 467 от 27 мая 2002 г. и мэрского № 544 от 11 декабря 2002 г. Это взаимодействие создает непомерные трудности с выкупом земли. Городская и региональная власти уже держат карман шире в ожидании, что в него мощным потоком потекут земельные деньги. На первый взгляд, эйфория ожиданий оправданна. Разберем это на примере одного участка в 20-й зоне, где предприниматель занимается ремонтом автомобилей. До 1.01.2003 г. он платил за землю 9 руб. По новому постановлению, он будет платить 17 руб. 28 коп. за квадратный метр (увеличение почти в два раза). Чтобы выкупить землю, по постановлению правительства от 27.05.2002 г., он должен заплатить за квадратный метр 293 рубля 76 коп., то есть 17,28 руб. х 17 (ставка земельного налога). Эту сумму он должен умножить на площадь своего участка. В нашем примере это будет до 2 млн. руб. Уверен на 100 процентов, что задавленное непосильными налогами малое и среднее предпринимательство г. Ижевска не сможет удовлетворить этот завышенный аппетит властей на земельные деньги. Поэтому оно будет искать (и обязательно найдет) обходные и незаконные пути выкупа или в массовом порядке будет отказываться от него. Очередной радикальный шаг реформы будет заторможен или не состоится. В своем взаимодействии эти постановления действуют на установление не рыночной, а директивной цены. Предпринимателю как покупателю нет никакой возможности поторговаться с учетом конкретных условий купли-продажи, с учетом его предыдущих затрат (или отсутствия их), его финансового состояния и возможностей. Из-за того, что правительство УР раскатало губищу на земельные деньги Ижевска, оно утратило (или не заметило) дух российского Земельного кодекса. Для городов России с населением до 500 тысяч человек цена земли установлена в пределах 3-10-кратного размера годовой земельной платы, с населением от 500 тыс. до 3 млн. человек - 5-17-кратного. В Ижевске проживает 648 тысяч человек. Эта цифра ближе к 500 тысячам, чем к 3 миллионам. По этому принципу Ижевску подходит 11-12-кратная ставка. Региональная же власть установила цену на землю на всю катушку - как для трехмиллионного города. Постановлением мэра принята методика платы за землю, основанная на 78 факторах дифференциации. Такое количество факторов вызывает большой восторг муниципальных чиновников. На самом деле в такой диффузии факторов нет никаких преимуществ - распыленность и неопределенность значений этих факторов лишь создают условия для растаскивания земельных денег. Нормальное и оптимальное управление предполагает учет 10-12 факторов, определяющих ценность инженерной инфрастуктуры. В беседах со столоначальниками, управляющими землепользованием в Ижевске, а также отвечающими за поддержку малого и среднего бизнеса, приходится с удивлением констатировать, что они вообще этих проблем не видят и не знают. Они даже радуются 17-кратной ставке при установлении цены на землю, а также существующим срокам прохождения земельных дел, взаимоотношениям между земельными и околоземельными конторами, огромному количеству бумаг и копий. Каждая контора (архитектура, ЭКП, городское земельное управление) собирает по 9-10 копий не относящихся к земле документов (уставы, свидетельства на регистрацию имущества, планы и акты установления земельных участков, договоры аренды и т. д.). Всё это требуется в свежеиспеченном виде (не позднее 2000 г.). Несмотря на наличие компьютеров и компьютерной связи, чиновники захламляют конторы горами бумаги - под продукцию, затраты на которую несут землепользователи. Опыт показывает, что именно на муниципальном уровне усилиями самых мелких, невежественных и амбициозных чиновников тормозятся и превращаются в ничто самые благие решения президента РФ, Государственной думы и правительства |
|
  |
Webmaster |